Факторинговые компании
* Товары народного потребления ** Бытовая техника и электроника, аудио- и видеотехника, компьютеры и компьютерные комплектующие
Рис. 4 Объем факторинговых сделок, заключенных с производственными компаниями следующих отраслей промышленности, млн. долл.
На рисунке 5 приведено распределение объемов факторинговых сделок, заключенных с торговыми компаниями. Из 21 участника проекта лишь 6 предоставляют услуги только торговым компаниям, но их объемы незначительны в общем объеме уступленных денежных требований. Как и в случае клиентов — промышленных компаний, здесь доминируют сделки с компаниями, торгующими товарами народного потребления. Привлекательность факторинга для торговых компаний обусловлена, прежде всего, тем, что обычно такие компании, даже довольно крупные, не располагают имуществом, которое могло бы быть передано в залог под кредит.
* Ювелирная промышленность; полиграфия; саженцы и горшечные растения ** Бытовая техника и электроника, аудио- и видеотехника, компьютеры и компьютерные комплектующие
Рис. 5 Объем факторинговых сделок, заключенных с торговыми компаниями, специализирующимися на торговле продукцией следующих отраслей промышленности, млн. долл.
Факторинг особо востребован в пищевой отрасли, где сильны западные компании — как производители, так и торговые компании. Эти компании оценивают стоимость отсрочки платежа на российском рынке довольно высоко, поскольку вообще считают российский рынок высокорисковым. В такой ситуации обращение к факторинговой компании становится спасением для западного поставщика. Российская факторинговая компания на месте имеет больше возможностей для оценки подобных рисков и обычно оценивает их значительно ниже, поэтому такие сделки очень выгодны и для западных поставщиков, и для российских факторинговых компаний.
Размер предприятия-клиента не оказывает существенного влияния на привлекательность для него факторинга. Таким образом, факторинг является привлекательным инструментом для всех групп предприятий независимо от размера. Для малых — поскольку позволяет им получать финансирование без залога. Для средних предприятий в факторинге более важно страхование рисков и административное управление дебиторской задолженностью. Крупным предприятиям факторинг позволяет уменьшить дебиторскую задолженность без увеличения кредиторской, что особенно актуально, если предприятие намерено привлечь инвесторов. Кроме того, для крупных предприятий всегда актуален вопрос избавления от дебиторской задолженности.
Данные о распределении объема сделок по регионам демонстрируют, что большая часть факторинговых сделок заключается в Москве (58%), далее идут Приволжский и Уральский ФО (см. рис.6). Наиболее активны в регионах банки, располагающие большой филиальной сетью.
Рис. 6 Распределение объема факторинговых сделок за 2004 г. по регионам, в % и млн долл.
Что касается динамики спроса, то в 2003 году объем факторингового рынка составил 732,1 млн долл. США, прирост за 2003 г. — 230%. При объеме 3 млрд долл. в 2004 году доля «рыночных» факторинговых сделок в ВВП составила 0,5%. Сейчас объемы этого финансового рынка сопоставимы с такими рынками, как рынок лизинга (5 млрд. долл.), рынок рублевых корпоративных облигаций (5 млрд. долл. — объем новых эмиссий в 2004 году).
Рис. 7 Динамика денежных требований, уступленных факторам в 2002-2004 гг., млн долл.
За 2002-2004 гг. спрос на факторинговые услуги увеличился почти в 3 раза, при этом более 80% прироста пришлось на 2004 год (см. рис.8).
Рис.
8. Динамика количества клиентов факторов за 2002-2004 гг.
Сейчас рынок факторинговых услуг является одним из самых высокодоходных и развивающихся рынков России. Его прирост в 2005 году составил от 80 до 120%, а объем - $3-5,7 млрд.