Анализ поступления налогов и сборов в федеральный бюджет
Одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства, в том числе и российского, является обеспечение устойчивого сбора налогов. Современные социально-экономические условия в стране вынуждают налогоплательщиков скрывать свои доходы, что способствует ускоренному совершенствованию налоговой системы, так как в основном именно страх последующей юридической ответственности является самым значимым обстоятельством, заставляющим платить налоги. Одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы России является обеспечение устойчивого сбора налогов.
Мобилизуемые средства в бюджет РФ в виде налогов и других обязательных платежей во многом зависят от четкого исполнения юридическими и физическими лицами налогового законодательства и других нормативных актов. Вследствие неуплаты налогов образуется диссонанс в бюджете, в результате чего не выполняются различные программы государства, нарушается финансирование обороноспособности страны, не выплачиваются пенсии, заработная плата государственных предприятий, страдает медицинская сфера. Эти факторы являются наиболее значимыми при оценке стабильности и финансовой самостоятельности государства.
Устойчивое соблюдение этих условий предопределяется единой системой контроля за правовыми нормами налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и современностью поступления налогов в бюджетную систему РФ и платежей в государственные внебюджетные фонды. На основании этого проанализируем поступления в федеральный бюджет по некоторым налогам и сборам (таблица 1). В сумме по этим налогам и сборам в федеральный бюджет поступило более 22 млрд. руб. В целом это довольно хороший показатель, но поступления в Федеральный бюджет резко упали в 2009 году. Это обстоятельство может быть связано и с экономическим кризисом, но и обусловлено несовершенством системы налогового контроля.
За исследуемый период по налогам и сборам, отображенным в таблице 1, прослеживаются "скачкообразные" изменения, то есть некоторые налоги либо резко падают, либо резко увеличиваются. В частности, по налогу на прибыль в 2008 году происходит рост поступлений на 18%, а в 2009 году резко падает на 75%. Этот показатель отрицательно отображается на поступления в федеральный бюджет в целом. Рассматривая динамику поступлений по государственной пошлине, становится очевидным, что происходит постоянный рост практически в два раза каждый последующий период. На основании таблицы 1 мы видим, что поступления налогов и сборов в 2007 году были наибольшими.
Проанализируем деятельность ФНС России по работе контроля за поступлением платежей в бюджет. В таблице 2 представлены данные по поступлению платежей в бюджет.
Таблица 2 Поступление налогов, сборов, иных обязательных платежей в доходы по платежам, контролируемым ФНС РФ
показатели |
2007 (тыс. руб.) |
2008 (тыс. руб.) |
отклонения в абсолютных показателях (+/-) |
Отн. откл, (%) |
ФБ |
ФБ |
ФБ |
ФБ | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Всего по доходам |
3 291 864 253 |
3 510 992 326 |
+219 128 073 |
107 |
Налоговые доходы |
3 291 824 374 |
3 510 944 732 |
+219 120 358 |
106 |
Неналоговые доходы |
39879 |
47594 |
+7715 |
119 |
Как видим, доход федерального бюджета 2008 года вырос на 107% по сравнению с показателями предыдущего года. Налоговых доходов, мобилизуемых в Федеральный бюджет больше, чем неналоговых доходов. Этот показатель характеризует, что формирование бюджета происходит в большей части за счет налогов и сборов, взимаемых на территории РФ. В силу этого необходимо, чтобы налоговые органы следили за выполнением налогоплательщиками своих обязательств. Основным инструментом налоговых органов является налоговый контроль, чтобы они могли выполнять свои прямые обязанности перед законом.
По данным таблицы 37 определим эффективность контрольной работы ФНС России.
Доначисления по контрольным мероприятиям за три исследуемые года растут, но темп роста с каждым годом сокращается от 105,2 пункта за 2007г. и до 103,7. Более эффективны выездные проверки. Пик эффективности приходится на 2007 год, когда на 1 проверку было доначислено 313млн. руб., что составило 239,1% от 2006г., за 2008г темп роста хоть и имеется, но немного снизился до 159,6%.