Финансовая система
Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей, используются для воспроизводства рабочей силы. Как правило, основная доля в финансировании расходов на образование и здравоохранение приходится на местные бюджеты.
Самостоятельное звено образуют финансы государственных предприятий. Его возникновение связано с развитием государственного сектора экономики. Посредством этого звена государство участвует в первичном распределении национального дохода. Государственные предприятия функционируют на условиях самофинансирования, однако их финансовые взаимоотношения с государством более развернутые, чем у предприятий негосударственного сектора экономики. Если негосударственные предприятия для начала своей деятельности приобретают основные и оборотные средства за счет акционеров, пайщиков, то применительно к государственным предприятиям эти расходы осуществляются за счета бюджета. В части налогообложения практически нет различий между государственными предприятиями и предприятиями, основанными на частной и акционерной собственности.
У государственных предприятий в случаях финансовых затруднений есть возможность обратиться за помощью к соответствующим правительственным органам и получить бюджетные дотации или субсидии. Предприятия негосударственного сектора экономики могут рассчитывать на такую помощь лишь в исключительных случаях. Такие проблемы обычно разрешаются посредством банковского кредита. В то же время руководство негосударственных предприятий независимо в принятии решений, связанных с управлением финансами.
Особое звено в финансовой системе составляют внебюджетные фонды, которые обладают определенной самостоятельностью, отделены от государственного бюджета и имеют свои органы управления. Их отличие от бюджета состоит в том, что они имеют строго целевую направленность. По своему общественному предназначению они в основном подразделяются на экономические и социальные.
В западных странах их достаточно большое количество, они функционируют на общегосударственном и региональном уровнях. Возникновение этого звена в финансовой системе связано с тем. что внебюджетные фонды в меньшей мере, чем бюджет, подвержены парламентскому контролю, поэтому исполнительная власть заинтересована в их существовании для улучшения маневренности в использовании финансовых ресурсов.
Формирование доходов государства, аккумулируемых в бюджетной Системе и внебюджетных фондах, осуществляется посредством системы доходов. Образование государственных доходов происходит в процессе перераспределения национального дохода, которое осуществляется присущими государству финансовыми методами. В промышленно развитых странах через финансовую систему перераспределяется от 40 до 50% национального дохода.
В периоды чрезвычайных обстоятельств, главным образом затяжных дорогостоящих войн, когда вновь созданной стоимости не хватает для покрытия финансовых нужд, государство нередко обращается к такому источнику, как национальное богатство. Это означает реализацию отдельных видов государственной собственности, например, государственных предприятий, золотовалютных резервов.
Все источники доходов делятся на внутренние и внешние. К внутренним относятся национальный доход и национальное богатство; к внешним - национальный доход другой страны, главным образом в виде внешних займов, а также национальное богатство, если оно выступает источником доходов для другой страны.