Классификация, формы и методы налогового контроля

Проверки данных учета и отчетности. Целесообразность указания таких проверок в качестве формы налогового контроля также вызывает серьезные сомнения, поскольку законодатель не установил какого-либо самостоятельного порядка проведения указанных проверок. Содержание данного вида проверок в НК РФ также не раскрывается. Анализ ст.82 НК РФ в совокупности с другими положениями НК РФ не позволяет четко разграничить данную форму налогового контроля и налоговые проверки. Правоприменительная практика также не разделяет указанные действия. В связи с этим выделение законодателем проверки данных учета и отчетности в самостоятельную форму налогового контроля представляется не вполне обоснованным. [15]

Осмотр помещений и территорий. Регламентации данной формы налогового контроля посвящена ст.92 НК РФ. В то же время законодатель не предусмотрел четких и развернутых норм, которые определяли бы порядок проведения осмотра.

Как уже отмечалось, ст.82 НК РФ предусматривает открытый перечень форм налогового контроля: наряду с перечисленными в норме допускается использование других форм. Однако, несмотря на это, в качестве самостоятельных форм налогового контроля можно использовать лишь те, которые установлены нормами законодательства о налогах и сборах (подп.5 п.2 ст.1 НК РФ). "Применение каких-либо иных форм может привести к нарушению прав налогоплательщика и к признанию действий соответствующих органов незаконными, а также к отмене соответствующих нормативных актов". [16]

Таким образом, законодатель, следуя свойственной для норм налогового права как норм административно-правового характера формуле "запрещено все, что прямо не разрешено законом", намерен обозначить все формы налогового контроля непосредственно в тексте НК РФ. Однако, как свидетельствует практика, такая цель пока не достигнута. Например, среди перечисленных в НК РФ налоговых проверок законодатель называет выездные, камеральные и повторные.

Иногда в литературе встречается точка зрения, согласно которой законодатель в ст.82 НК РФ необоснованно смешал формы и методы контроля. При этом поясняется, что если налоговые проверки действительно относятся к категории форм налогового контроля, то все остальные элементы, перечисленные в п.1 ст.82 НК РФ, являются методами налогового контроля, используемыми при реализации той или иной его формы. Именно методами, а не формами, согласно данной позиции, являются получение объяснений налогоплательщиков, проверка данных учета и отчетности, осмотр помещений. Главным отличием методов налогового контроля от его форм является то, что методы не имеют самостоятельного значения и не могут использоваться обособленно от какой-либо определенной формы налогового контроля.

В порядке постановки проблемы к формам налогового контроля можно отнести также истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках, которое осуществляется в порядке ст.93.1 НК РФ. Дело в том, что данное мероприятие имеет довольно самостоятельный характер и может осуществляться вне рамок налоговых проверок.

Под методом налогового контроля в налогово-правовой литературе предлагается понимать совокупность приемов, применяемых уполномоченными органами для установления объективных данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд, а также об исполнении возложенных на лиц иных налоговых обязанностей.

При этом О.А. Ногина выводит многоуровневую систему методов налогового контроля, которая включает в себя следующие виды методов[17]:

1) общенаучные методы: анализ и синтез, индукция, дедукция, моделирование, аналогия, статистические методы, логический метод, сравнительный метод и другие методы, которые применяются при осуществлении любого вида деятельности;

Перейти на страницу: 1 2 3 4