Виды и формы налоговых проверок
НК РФ предусматривает два вида налоговых проверок - камеральную и выездную.
Камеральная налоговая проверка проводится по местонахождению налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком и служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (ст. 88 НК РФ).
Предмет камеральной проверки - отчетные и расчетные документы, которые периодически представляются налогоплательщиком в налоговый орган в порядке, установленном законодательством, например ежегодные декларации о доходах физического лица.
Выездная налоговая проверка проводится по местонахождению налогоплательщика. Ее предметом могут быть любые документы, связанные с налогообложением. При необходимости должностные лица налоговых органов, проводящие проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения (ст. 89 НК РФ) [7, с.68].
Общие правила назначения, проведения и оформления результатов налоговой проверки установлены НК РФ, а также подзаконными актами - приказом МНС России от 8 октября 1999 г. № АП-3-16/318 "Об утверждении Порядка назначения выездных налоговых проверок", Инструкцией МНС России от 31 марта 1999 г. № 52 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и вынесения решения по результатам рассмотрения ее материалов"[9], Положением о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, утвержденным приказом Минфина России и МНС России от 10 марта 1999 г. № 20н, ГБ-3-04/39, и др. Согласно ст. 88 НК РФ камеральные проверки проводятся должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа. Срок проведения камеральной проверки ограничен тремя месяцами с момента представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если налоговым законодательством применительно к отдельным налогам не предусмотрены иные сроки [10, с.18].
Назначение выездных налоговых проверок, а также права и обязанности налоговых органов при их проведении регламентируются более детально. Будучи главным инструментом налогового контроля выездные проверки требуют более широких полномочий должностных лиц налогового органа и соответственно законодательно установленных гарантий прав налогоплательщиков.
Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя.
Решение о назначении выездной налоговой проверки должно содержать: наименование налогового органа;
· номер решения и дату его вынесения;
· наименование налогоплательщика (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя) и его ИНН;