Отраслевой анализ.
В команде опытнейших сотрудников Заслуженный экономист России Надежда Викторовна Запорожец (25 лет назад она пришла в органы ценообразования рядовым экономистом, а сейчас является первым заместителем председателя). Начальник инспекции по контролю цен и тарифов Виктор Кузьмич Кузнецов также является заместителем председателя РЭК. За многолетнюю, эффективную работу в этой сфере он награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.
Положения и нормативные акты, регулирующие деятельность комиссии.
1) Постановление Правительства Российской Федерации от 04 марта 2004 года № 136 "Об утверждении типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов" - 2004_136pprf.doc
2) Указ Губернатора Свердловской области от 31 августа 2004 года №619-УГ "Об утверждении Положения о Региональной энергетической комиссии Свердловской области" (в редакции Указов Губернатора Свердловской области от 11.03.2005 № 114-УГ, от 29.08.2005 № 682-УГ, от 13.02.2006 № 130-УГ) - 2004_619ug.doc
3) Постановление Правительства Свердловской области от 26 февраля 2007 года № 131-ПП "Об утверждении состава правления Региональной энергетической комиссии Свердловской области" - 2007_131pp.doc
4) Постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 11 мая 2005 года № 99-ПК "Об утверждении положения об экспертной группе при Региональной энергетической комиссии Свердловской области и ее состава" - 2005_99.doc
5) Постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 21 августа 2002 года № 266-ПК "О регламенте Региональной энергетической комиссии Свердловской области" (в редакции Постановления РЭК Свердловской области от 12.05.2004 № 66-ПК) - 2002_266.doc
Следовательно, компания, действующая в данной отрасли, очень ограничена в осуществлении своей деятельности, а именно в плане установления цен на свои услуги, практически она лишена такой возможности, так как регулирующий орган устанавливает фиксированные тарифы на тепловою энергию, лишая тем самым организацию возможности получения сверхприбыли.
Что же касается самой отрасли, то здесь, в условиях формирования естественных монополий мы видим определенное постоянство в развитии, так как город и его жители не могут обходиться без тепловой энергии, соответственно, всегда будет потребность в компаниях способных взять на себя ответственность по транспортировке данной энергии и поддержании тепловых сетей в надлежащем состоянии.
Основной проблемой предприятий функционирующих в данной отрасли является финансовый вопрос, а именно сбор денег за предоставленные услуги с населения и организаций и расчет с поставщиками энергии. Данная проблема возникает вследствие того, что не все потребители являются добросовестными плательщиками, то возникает задолженность по оплате услуг. В свою очередь недополучение денежных средств от потребителей не позволяет организации в полной мере рассчитаться с поставщиками, что создает кредиторскую задолженность, а так как подача тепловой энергии является беспрерывным процессом, то компания вынуждена тщательно балансировать свою финансовую политику.
В настоящий момент возникла критическая ситуация по расчетам за тепловую энергию для отопления и горячего водоснабжения жилищного фонда города. МУ «Дирекция единого заказчика», являющееся представителем населения (более 92% жилищного фонда города), имеет существенную задолженность перед поставщиками энергоресурсов, большая часть которой не обеспечена источниками финансирования.Возникновение этой задолженности было обусловлено следующими причинами. В 2006 году в муниципальном образовании был осуществлен переход на 100%-ную оплату коммунальных услуг населением, исходя из установленного норматива потребления коммунальных услуг. При переходе на 100%-ную оплату в связи с существующим ограничением роста уровня оплаты коммунальных услуг для населения было произведено вынужденное снижение норматива потребления коммунальных услуг до факта предыдущего года. В то же время в январе и ноябре 2006 года в связи с экстремальными погодными условиями фактическое потребление существенно превысило установленные в городе нормативы, рассчитанные на минимальное обеспечение температуры внутри жилого помещения. Таким образом, не обеспеченные источниками финансирования обязательства МУ «Дирекция единого заказчика» по оплате потребленной тепловой энергии с учетом произведенного частичного финансирования по распоряжению Правительства Свердловской области составили 34,3 млн. рублей. Усугубляет ситуацию задолженность населения. По муниципальному образованию при достаточно хорошем уровне собираемости платежей по сравнению с другими муниципальными образованиями области (98,3% в 2006 году) сумма неисполненных обязательств населения составляет 36,3 млн. рублей. При этом применяются все предусмотренные законодательством меры по взысканию задолженности, в том числе и через судебные органы. В настоящее время законодательно механизм компенсации неликвидной задолженности не определен, хотя, по данным статистики, 98% – это максимально возможный процент собираемости платежей. Как вариант компенсации неликвидной задолженности населения мы предлагаем рассматривать включение нормативного (2%) недосбора в тариф на содержание и ремонт жилья в части затрат на управление как риски управляющих компаний. Сложно реализовать эту меру, так как рост платы граждан ограничен индексами предельного роста.Поставщики теплоэнергии требуют расчетов на основе фактически поданных в тепловые сети объемов энергоресурсов. Жилищные организации, в том числе МУ «Дирекция единого заказчика», при акцепте счетов руководствуются действующими нормативами для населения и методиками Госстроя и Минрегионразвития. Для урегулирования возникающих разногласий распоряжением главы города была создана рабочая группа и подготовлено соответствующее постановление, которым предусмотрена компенсация из местного бюджета в размере 25 млн. рублей.