Анализ деловой активности и рентабельности организации
Анализ рентабельности. Рентабельность характеризует экономическую эффективность деятельности организации, и отражает, насколько прибыльна или неприбыльна ее деятельность. Она может быть определена в процентах или в коэффициентах.
В данном случае мы рассматриваем коэффициенты рентабельности, экономическое содержание которых заключается в том, что они показывают сколько прибыли (балансовой, чистой, прибыли от реализации) приходится либо на 1 руб., вложенный, в имущество, либо на 1 руб. собственного капитала, либо на 1 руб. выручки. Чем выше значение коэффициента, тем более эффективна деятельность предприятия.
Следует отметить, что базовыми значениями всех показателей выступают средние или лучшие их значения по отрасли (системе однородных организаций).
Рассмотрим основные коэффициенты рентабельности, которые чаще всего рассчитываются в практической деятельности организации.
Коэффициент рентабельности всего капитала (совокупных активов) по бухгалтерской (балансовой) прибыли.
Он
рассчитывается по формуле:
Балансовая прибыль / Среднегодовая стоимость имущества
В целом этот коэффициент показывает эффективность использования всего имущества организации. Иначе говоря, он отражает, сколько балансовой прибыли получает организация с каждого рубля, вложенного в совокупные активы. Снижение значения коэффициента зачастую свидетельствует о падающем спросе на продукцию организации, о перенакоплении активов.
Коэффициент рентабельности собственного капитала по бухгалтерской (общей) прибыли. Он рассчитывается по формуле:
Бухгалтерская прибыль / Среднегодовая стоимость собственного капитала
Коэффициент общей рентабельности собственного капитала показывает эффективность использования собственного капитала. Особенно важен этот показатель для акционерных обществ, поскольку его динамика оказывает влияние на уровень котировки их акций на фондовых биржах.
Коэффициент рентабельности собственного капитала по чистой прибыли рассчитывается по формуле:
Чистая прибыль / Среднегодовая стоимость собственного капитала
Экономический смысл этого показателя тот же, что и коэффициента общей рентабельности собственного капитала по бухгалтерской (общей) прибыли, только речь идет о чистой прибыли.
Коэффициент рентабельности продаж по прибыли от реализации рассчитывается по формуле:
Прибыль (убыток) от продаж / Выручка
Рентабельность продаж по прибыли от реализации показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост показателя является следствием роста цен на реализуемую продукцию при постоянных удельных затратах на производство или снижение удельных затрат на производство при постоянных ценах на реализацию. Уменьшение его свидетельствует о снижении цен при постоянных затратах на производство или о росте затрат на производство при постоянных ценах.
Коэффициент рентабельности продаж по балансовой и чистой прибыли рассчитывается по формуле:
Балансовая прибыль / Выручка
Данный коэффициент показывает, сколько балансовой прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Его экономический смысл тот же, что и коэффициента рентабельности продаж по чистой прибыли от реализации.
Вместе с тем при анализе следует сопоставить темпы изменения данного показателя с темпами изменения коэффициента рентабельности продаж по чистой прибыли, чтобы выявить влияние налогового пресса на результаты деятельности организации.
Так, если темпы роста коэффициента рентабельности продаж по балансовой прибыли выше темпа роста коэффициента рентабельности продаж по чистой прибыли (последний показатель рассчитывается как отношение ф. № 2; стр. 190 к.г./ф. № 2; стр.010 н.г.), то это свидетельствует об усилении налогового пресса на финансовые результаты деятельности организации. И наоборот.
Сопоставляя же темпы роста коэффициента рентабельности продаж по прибыли от реализации (ф. № 2; стр.050 к.г./ ф. № 2; стр.010 н.г.) и коэффициентов рентабельности продаж по балансовой прибыли (ф. № 2; стр.140 к.г./ ф. № 2; стр.010 н.г.), можно говорить об эффективности основной деятельности организации.