Происхождение и сущность бумажных денег
Необходимо обратить внимание на то, что в настоящее время такие деньги практически не выпускаются.
Для бумажных денег были характерны две особенности.
Первая особенность заключалась в том, что они не имели собственной внутренней стоимости. Они являлись неполноценными деньгами – знаками стоимости, обладали представительной стоимостью, которая определяла их покупательную способность.
Вторая особенность связана с характером обращения: бумажные деньги были неустойчивы по своей природе, т.е. они, как правило, обесценивались. Это вызывалось двумя причинами:
1) бумажные деньги выпускались для покрытия бюджетного дефицита, т.е. без учета (точнее, сверх потребностей товарооборота в деньгах);
2) бумажные деньги не разменивались на золото, и поэтому не действовал механизм изъятия излишка бумажных денег из обращения, следовательно, выпущенные сверх потребностей товарооборота бумажные деньги «застревали» в каналах обращения и обесценивались.
Таким образом, бумажные деньги - это неразменные на полноценные деньги денежные знаки, выпускаемые для покрытия дефицита государственного бюджета. Разность между номинальной стоимостью выпущенных денег и стоимость их выпуска (расходы на бумагу, печать) образуют эмиссионный доход казны, являющийся существенным элементом государственных поступлений. Выпуск бумажных денег должен быть ограничен количеством полноценных денег, необходимых для обращения в данный период, другими словами, количеством золотых денег, которые они замещают в обращении.
Однако появление, а затем и рост дефицита государственного бюджета вызвал расширение эмиссии бумажных денег, размер которой зависел от потребности государства в финансовых ресурсах. Эмиссия (выпуск) бумажных денег определяется не потребностью товарного обращения, а дефицитностью госбюджета. Но сколько бы бумажных денег не выпустило государство, они будут представлять только то количество полноценных денег, которые они замещают в обращении. В этом заключается сущность инфляции, то есть уменьшения покупательной способности бумажных денег. Но обесценивание денег может происходить и по другим причинам: упадок доверия к правительству, пассивное сальдо платежного баланса.
Бумажные деньги выполняют две функции: средства обращения и средства платежа. Экономическая природа бумажных денег исключает возможность устойчивости бумажно-денежного обращения, т.к. выпуск их не регулируется потребностями товарооборота, и механизм автоматического изъятия излишка бумажных денег из обращения отсутствует. В результате бумажные деньги, застрявшие в обращении независимо от товарооборота, переполняют каналы обращения и обесцениваются.
Обесценивание денег – это уменьшение покупательной способности денежной единицы. Рассмотрим механизм обесценивания бумажных денег в результате их выпуска сверх потребностей товарооборота в деньгах. Например, потребность товарооборота в деньгах (при данном уровне цен, количестве реализуемых товаров и скорости обращения денег) составляет 2000 млрд долл. Если номинальная стоимость бумажно-денежной массы в обороте 2000 млрд долл., то представительная стоимость и покупательная способность всей денежной массы составит 2000 млрд долл., а представительная стоимость и покупательная способность одной денежной единицы – 1 долл. (2000:2000), т.е. равна ее номиналу.
Если номинальная стоимость денежной массы будет равна 4000 млрд долл., то представительная стоимость и, значит, покупательная способность всей денежной массы составит 2000 млрд долл. (так как потребность товарооборота в деньгах равна 2000 млрд долл.), а представительная стоимость и покупательная способность каждой денежной единицы окажется ниже номинала – 0,5 долл. (2000:4000). Иначе говоря, денежная масса будет обмениваться на ту же самую товарную массу, однако по новым ценам – в два раза более высоким. Повышение цен приведет к увеличению потребности товарооборота в деньгах: она повысится до 4000 млрд долл. В результате количество денег в обороте станет равным потребности товарооборота в деньгах (при новом, более высоком уровне цен) [3, с. 24-26] .
Обесценивание денег проявляется в двух формах:
- во внутреннем обесценивании – по отношению к товарам на внутреннем рынке, т.е. в росте цен на товары;
- во внешнем обесценивании – по отношению к иностранной валюте, т.е. в уменьшении курса национальной валюты.