Аналитический метод планирования прибыли
Разница между ними показывает влияние ассортиментных сдвигов на плановую прибыль (см. таблицу В 2.2).
Средняя рентабельность в плановом году увеличивается по сравнению с отчетным годом на 0,45% (35,68 – 35,23). Таким образом, изменение ассортимента продукции в плановом году приведет к росту плановой прибыли на 4,01 тыс. руб. ((891 * 0,45) / 100).
На размер плановой прибыли влияет также изменение цен в плановом периоде. Если цены снижаются или увеличиваются, то предполагаемый процент снижения или увеличения следует исчислять от объема соответствующей продукции. Полученная сумма от снижения или увеличения цен повлияет на уменьшение или увеличение планируемой прибыли.
Допустим, цены на всю реализуемую товарную продукцию предполагается увеличить в плановом году на 21%. Если планируемый выпуск товарной продукции, исчисленный в ценах, составит 1650 тыс. руб., то будет получено прибыли только за счет этого фактора на сумму 346,5 тыс. руб. ((1650 * 21): 100).
Для сводного расчета прибыли (см. таблица Г 2.3) следует учесть прибыль в остатках готовой продукции на начало планового года – 120 тыс. руб. и на конец планового года – 210 тыс. руб.
Заметим, что при прямом методе плановая прибыль определяется как общая сумма без выявления конкретных причин, влияющих на ее величину, а при аналитическом методе выявляются факторы, положительно и отрицательно влияющие на прибыль.
Прежде всего, значительно снижает плановую прибыль повышение себестоимости (на 509 тыс. руб.), что можно объяснить ростом цен на потребляемые товарно-материальные ценности, повышением оплаты труда и другими факторами. Прибыль несколько увеличивается (на 4,01 тыс. руб.) в связи с изменением ассортимента производимой продукции в сторону повышения удельного веса наиболее рентабельной продукции (см. таблицу В 2.2).Значительный рост прибыли (на 346,5 тыс. руб.) планируется в связи с предполагаемым увеличением цен на реализуемую продукцию, что обусловлено инфляционными процессами. Поэтому, несмотря на возрастание прибыли вследствие роста цен, нельзя рассматривать этот фактор как положительный.
Кроме прибыли от реализации товарной продукции в составе валовой прибыли, как отмечено выше, учитывается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, прибыль от реализации основных фондов и другого имущества, а также внереализационные доходы (расходы).
Прибыль от прочей реализации (продукции и услуг подсобного хозяйства, автохозяйств, услуг непромышленного характера – для капитального строительства, капитального ремонта и т.д.) планируется методом прямого счета. Лишь при незначительной доле этой продукции (услуг) прибыль от реализации определяется исходя из запланированного ее объема в плановом году и рентабельности прошлого года.
Результат от прочей реализации может быть как положительным, так и отрицательным. Допустим, в нашем примере прибыль от прочей реализации планируется в сумме 30 тыс. руб., а убытки – 50 тыс. руб.
Прибыль (убытки) от традиционных статей внереализационных доходов и расходов (штрафы, пени, неустойки и др.) определяется, как правило, на основе опыта прошлых лет. Что касается таких статей, как доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду, дивиденды, проценты по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию, то они планируются в зависимости от прогнозов в развитии предпринимательской деятельности данного хозяйствующего субъекта.
Например, доходы от внереализационных операций планируются в сумме 55 тыс. руб., а расходы от этих операций – в сумме 160 тыс. руб.
Итак, в рассмотренном примере общая сумма прибыли составит 321,31 тыс. руб. (236,31 + 30 + 55), а убытков – 210 тыс. руб. (50 + 160).
Валовая прибыль фирмы определяется в сумме 111,31 тыс. руб. (321,31 – 210).