Общая характеристика исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год» (с изменениями и дополнениями). Макроэкономические условия исполнения федерального бюджета в 2006 году
Средний размер назначенных месячных пенсий в 2006 году составил 25,4 % среднемесячной номинальной начисленной заработной платы, что на 2,2 процентного пункта ниже соответствующего показателя за 2005 год (27,6 %).
Дифференциация населения по уровню доходов (соотношение между средними уровнями доходов 10 % наиболее и 10 % наименее обеспеченной части населения) за 2006 год по сравнению с 2005 годом значительно увеличилась и составила – 15,3 раза
(в 2005 году– 14,9 раза). При этом на долю 10 % наиболее обеспеченной части населения приходилось 30,2 % общего объема денежных доходов (в 2005 году – 29,9 %), а на долю 10 % наименее обеспеченной части населения - 2 % (в 2005 году - 2 %).
Численность официально зарегистрированных безработных в 2006 году по сравнению с 2005 годом сократилась на 4,4 % и составила в среднем за год 1,8 млн. человек.
Номинальный обменный курс рубля по отношению к доллару США в среднем за 2006 год составил 27,18 рубля за 1 доллар США по сравнению с прогнозным курсом 28,6 рубля за 1 доллар США, учтенного в расчетах к проекту федерального бюджета на 2006 год, и 27,3 рубля за 1 доллар США – в расчетах к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2006 год». В среднем за 2005 год номинальный обменный курс рубля по отношению к доллару США составлял 28,28 рубля за 1 доллар США.
Прирост индекса реального курса рубля по отношению к доллару США в 2006 году по сравнению с предыдущим годом составил 10,7 % (в 2005 году – 10,8 %).
Индекс реального эффективного курса рубля по отношению к иностранным валютам, по данным Центрального банка Российской Федерации, в декабре 2006 года по отношению к декабрю 2005 года составил 107,4 % (в декабре 2005 года к декабрю 2004 года - 110,5 %).
В целом итоги социально-экономического развития за 2005 – 2006 годы свидетельствуют, что антиинфляционная политика Правительства Российской Федерации недостаточно эффективна и нуждается в основательной корректировке в направлении развития способов формирования и удовлетворения платежеспособного спроса, прежде всего на базе ускорения роста отечественного производства. В частности, необходимо повысить эффективность механизма сдерживания роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий и услуги жилищно-коммунального хозяйства, принять меры по развитию конкурентоспособности отечественных товаров, проводить более взвешенную политику в области квотирования и таможенно-тарифного регулирования импорта сельскохозяйственной продукции, что позволит избежать резких скачков цен на импортную продукцию, добиться равномерного использования средств федерального бюджета, проведения Банком России эффективной денежно-кредитной политики, развития финансовых институтов и инструментов, обеспечивающих инвестирование средств населения в государственные и корпоративные ценные бумаги.
Анализ отклонений отчетных данных Росстата от прогнозных показателей, послуживших базой для формирования параметров Федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год», показал следующее.
Из 25 основных макроэкономических показателей, характеризующих социально- экономическое развитие Российской Федерации, прогнозируемых Минэкономразвития России при формировании федерального бюджета на 2006 год, по 15 показателям (60 % общего количества) отклонения от отчетных данных Росстата не превысили 5 %, по 5 показателям (20 %) составили более 15 %. Наиболее существенное отклонение (превышение) отмечено по показателям, связанным с внешнеэкономической деятельностью: экспортной цене на нефть марки «Юралс» (52,8 %), средней экспортной цене на газ (32,4 %), экспорту товаров (30,8 %), импорту товаров (18,5 %).