Общая характеристика проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год»
Проект федерального бюджета на 2006 год сформирован на основе разработанного и одобренного Правительством Российской Федерации перспективного финансового плана Российской Федерации на 2006 – 2008 годы.
Не завершена работа по подготовке Сводного доклада Правительства Российской Федерации о результатах и основных направлениях деятельности на 2006 – 2008 годы, что не позволило обеспечить необходимый уровень качества среднесрочного бюджетного планирования.
Проект федерального бюджета на 2006 год сформирован по расходам в сумме 4 270,1 млрд. рублей, по доходам – в сумме 5 046,1 млрд. рублей с профицитом в размере 776,0 млрд. рублей.
Доходы проекта федерального бюджета на 2006 год по сравнению с законодательно утвержденным объемом на 2005 год предусмотрено увеличить на 1 448,5 млрд. рублей, или на 40,3 %, по сравнению с ожидаемым исполнением – на 75,4 млрд. рублей. Их доля в ВВП составит 20,7 %, что ниже уровня ожидаемого в 2005 году (23,7 % ВВП), но выше законодательно установленного на этот год (19,2 % ВВП).
Доходы проекта федерального бюджета в 2006 году в значительной мере будут сформированы за счет налоговых доходов, доля которых составит 62,8 %.
Расходы проекта федерального бюджета на 2006 год по сравнению с их ожидаемым исполнением в 2005 году предполагается увеличить на 773,1 млрд. рублей, или на 22,1 % в номинальном выражении и на 11,3 % в реальном выражении.
Характерной особенностью является рост непроцентных расходов федерального бюджета по сравнению с ожидаемым уровнем на 24,4 % в номинальном выражении и на 13,4 % в реальном выражении, что значительно опережает прогнозируемые темпы экономического роста.
Наибольшую долю в непроцентных расходах федерального бюджета без учета ЕСН в 2006 году будут занимать расходы на социальную сферу – 32,3 % (32,3 % в 2005 году). Доля непроцентных расходов федерального бюджета на обеспечение внутренней и внешней безопасности государства в 2006 году составит 32,1 % (34,4 %), межбюджетные трансферты – 29,9 % (31,3 %), государственную поддержку отдельных секторов и отраслей экономики – 8,99 % (8,79 %).
Важной особенностью законопроекта является существенное увеличение расходов федерального бюджета на государственные капитальные вложения (318,3 млрд. рублей), на финансирование федеральных целевых программ (365,3 млрд. рублей), а также образование в составе федерального бюджета Инвестиционного фонда в объеме 69,7 млрд. рублей. Значительное увеличение расходов федерального бюджета в 2006 году требует существенного повышения эффективности и прозрачности использования бюджетных средств, их концентрации на направлениях, не оказывающих существенного влияния на ускорение инфляционных процессов.
В законопроекте предусматривается формирование Стабилизационного фонда Российской Федерации (далее – Стабилизационный фонд) в объеме до 2 242,3 млрд. рублей на конец 2006 года, что составит 44,4 % от доходов федерального бюджета в 2006 году. До настоящего времени управление средствами Стабилизационного фонда, предусмотренное статьей 96.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации – путем их размещения в долговые обязательства иностранных государств, не осуществляется, что влечет высокий риск инфляционного обесценения в случае резкого роста инфляции и кризисного снижения цен на нефть.
Поставленная в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации задача по переходу к стратегии развития в целях обеспечения качественного подъема экономики и роста благосостояния населения требует принципиально новых подходов к мобилизации ресурсов государства и выбору приоритетов использования бюджетных средств, усиления роли и качества среднесрочного бюджетного планирования и значительного повышения эффективности бюджетных расходов.
Формирование проекта федерального бюджета на 2006 год осуществлялось с учетом необходимости перехода к модели среднесрочного бюджетного планирования, позволяющей ставить перспективные цели и задачи, предусматривая для их реализации соответствующие финансовые ресурсы. Законопроект сформирован на основе разработанного и одобренного Правительством Российской Федерации перспективного финансового плана Российской Федерации на 2006 – 2008 годы.