Рентабельность активов.

Коэффициент рентабельности активов показывает сколько рублей прибыли приносит рубль вложенных средств независимо от источника их привлечения. Для исчисления этого показателя различные показатели прибыли соотносят с средним итогом баланса, что позволяет оценить воздействие внешних факторов.

( 15 )

( 16 )

(

17

)

( 18 )

Таблица 7. Расчет показателей рентабельности активов.

Показатель рентабельности

1995

1996

R5

15,2%

29,5%

R6

10,3%

20,3%

R7

16,1%

41,7%

R8

15,2%

31,2%

Сопоставление показателей R5 (общая рентабельность предприятия) и R6 (чистая рентабельность предприятия) позволяет оценить влияние налогообложения на рентабельность предприятия. Сопоставление R5 и R7 показывает влияние на рентабельность таких операций, как поступление и выплата дивидендов, и других не имеющих прямого отношения к производству и реализации продукции операции, влияние на рентабельность операций по реализации на прямую не связанных с реализацией продукции R5 и R8.

Если преобразовать коэффициент рентабельности R6 разделив и умножив его на объем продаж (выручка от реализации продукции плюс внереализационные доходы), то можно получить следующую факторную зависимость,

( 19 )

которая раскрывает связь между рентабельность производственных активов, рентабельностью продаж и оборачиваемостью активов. Формула прямо указывает пути повышения рентабельности: при низкой доходности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота производственных активов. В финансовом менеджменте формула (19) носит название формула Дюпона, в которой отношение чистой прибыли к объему продаж называется коммерческой маржей (КМ), а отношение объема продаж к активам – коэффициент трансформации (КТ), который показывает, сколько раз за период оборачивается каждый рубль активов. В нашем примере

Используя формулу (19) на практике предприятие может регулировать уровень рентабельности активов изменяя ее составляющие – коммерческую маржу и коэффициент трансформации. На величину коммерческой маржи влияют такие факторы, как ценовая политика, объем и структура затрат и т.д. На коэффициент трансформации – отрасль (например, в торговле оборачиваемость активов больше, чем в машиностроение) и экономическая стратегия предприятия. На практике невозможно обеспечить одновременный рост КМ и КТ, т.к. показатель оборота присутствует одновременно в знаменателе одного сомножителя и в числителе другого. По этому, важно решить вопрос, какой из показателей оказывает более сильное воздействие на изменение рентабельности активов. В зависимости от уровня показателей КМ и КТ можно выделить четыре варианта их комбинации (рисунок 4)

Рисунок 4. Рентабельность активов как произведение коммерческой маржи и коэффициента трансформации

Идеальная позиция тяготеет к варианту III, но на практике этот вариант очень трудно осуществить. Как правило, варианты I и II наиболее возможны. Вариант IV не желателен для предприятия, так как может привести к снижению рентабельности активов.