Заключение
- необходимо внести изменения в Градостроительный кодекс в части освобождения от аукционов земельных участков, выделяемых под строительство жилья для государственных нужд;
- необходимо пересмотреть параметры подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. В 2008 году планировалось увеличение значений норматива стоимости 1 кв. метра общей жилья по Российской Федерации, используемого для расчета субсидии, выделяемой посредством сертификата, в размере 14-15%. Однако на практике в 2007 году показатель роста составил 17,2%, а в 2008 году – сразу 28,5% (с 17460 рублей до 22430 рублей за 1 кв. метр общей площади жилья). Одновременно, как показала практика более 50% государственных жилищных сертификатов оформлялись в период 2007-2008 г.г. на субъекты Российской Федерации при расчете субсидии для приобретения жилья в которых применяется повышающий коэффициент к нормативу стоимости 1 кв. метра общей площади по Российской Федерации. По данной программе наблюдается значительное отклонение фактических показателей от плановых.
При этом основными рекомендациями по развитию государственной жилищной политики становятся:
- развитие законодательства в области жилищного кредитования и ипотечных ценных бумаг;
- реализовать инструмент рефинансирования Банком России портфелей закладных путем разработки «Порядка предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом портфеля закладных» с участием ОАО «АИЖК»;
- включить трансграничные ипотечные ценные бумаги в Ломбардный список Банка России;
- направить в Верховный Суд РФ запрос о разъяснении порядка определения подсудности дел, связанных с обращением взыскания на предмет ипотеки;
- создание маневренного фонда для отселения заемщиков, не выполняющих обязательств перед банками по погашению задолженностей;
- обеспечение соответствия объемов жилищного фонда потребностям населения и доступности жилья для всех категорий граждан Российской Федерации;
- привлечение во все компоненты жилищной сферы внебюджетных финансовых ресурсов;
- обеспечение массового строительства жилья на уровне 1 кв.м на человека в год путём:
устранения правовых и административных барьеров в деятельности по строительству, предоставлению и обслуживанию жилья;
развития кадрового потенциала строительной отрасли;
организации территориального планирования и проведения эффективной градостроительной политики, обеспечивающей сбалансированное развитие новых и ранее застроенных территорий путем обеспечения строительства инженерной, социальной, транспортной инфраструктуры,
внедрения инноваций на рынке жилья, наиболее эффективных технологий строительства и обслуживания жилья,
контроля соблюдения правил конкуренции и условий недискриминационного доступа к инфраструктуре и земельным ресурсам;
эффективной тарифно-ценовой политики в жилищной сфере.