Проблемы реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года
Стоимость жилья в Российской Федерации продолжает расти. Начиная с 1998 года, стоимость жилья росла, в среднем на 27 процентов в год, то есть существенно превышала уровень инфляции и темпы роста стоимости строительных материалов. Самый существенный скачок цен за последние 5 лет произошел в 2007 году - на 53 %, уже по итогам второго квартала 2008 года цены выросли на 17,5 % по сравнению с концом 2007 года и составили 42,3 тысячи рублей на первичном рынке и 43,3 тысячи рублей на вторичном рынке жилья. Основная причина роста цен - дисбаланс спроса и предложения на рынке жилья.
Наблюдается рост себестоимости строительства жилья, вызванный в первую очередь ростом цен на строительные материалы и энергоносители, и составивший в 2007 году около 12-14 процентов, вместе с тем рост продажных цен на жильё более чем в 3 раза опередил рост себестоимости. Отсутствие экономических стимулов делает неэффективными все усилия добиться использования более дешевых технологий в строительстве.
Регулирование цен в рыночном сегменте административными методами не допустимо, так как это приведет лишь к усилению спекулятивной составляющей продаж и появлению очередей не только в сегменте социального жилья.
В то же время почти отсутствует сегмент, где финансовое участие государства в инвестиционно - строительном процессе делало бы регулирование цен не только возможным, но и необходимым. Речь идет о фондах социального жилья.
Механизмы, предусматривающие социальную поддержку (адресные жилищные субсидии), также стимулируют лишь спрос. То же самое относится и к ипотечному жилищному кредитованию, где серьезная государственная поддержка сохранила высокую динамику роста спроса.
К сожалению, практически не оказала позитивного влияния на рост предложений подпрограмма «Формирование инженерной инфраструктуры площадок под жилищную застройку» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы из-за неэффективности предложенного механизма инвестирования и задержками в разработке градостроительной документации.
Существующий дисбаланс спроса и предложения приводит к ориентации рынка преимущественно на высокодоходные группы населения. Если ситуация в данной области не будет изменена в лучшую сторону можно прогнозировать дальнейшее увеличение значения коэффициента доступности жилья и не выполнение плановых показателей соответствующего целевого индикатора, установленных на 2008-2010 годы.
Относительно индикатора, характеризующего развитие ипотечного жилищного кредитования населения и рынка жилья.
Следует отметить, что определенное стимулирующее воздействие на увеличение объемов жилищного строительства оказывает повышение возможностей населения по приобретению жилья в результате мероприятий приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», однако стимулирование строительства спросом неизбежно ведет к опережающему росту цен вводимого жилья, и возможность приобретения жилья для многих граждан становится менее доступной. Учитывая задачи, поставленные Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2008 года, о необходимости ежегодного ввода начиная с 2010 года, как минимум, 100 млн. кв. метров, необходимо принять дополнительные меры законодательного, организационного и финансового характера, направленные на стимулирование увеличения объемов жилищного строительства. Данные меры должны осуществляться на основе демонополизации строительного рынка, создания условий для вовлечения в строительные программы малого и среднего бизнеса с обеспечением их кредитными ресурсами, расширением рынка земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, а также разнообразием форм государственной поддержки, включая непосредственное бюджетное финансирование строительства объектов инженерной инфраструктуры.
Однако, следует отметить, что ипотека, несмотря на активную поддержку со стороны Правительства Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, как способ улучшения жилищных условий, в настоящее время не смогла стать доступной для основной массы нуждающихся в жилье, включая молодежь. Стандарты выдачи ипотечных кредитов требуют высокого уровня совокупного дохода семьи заемщика. Высокая стоимость предлагаемых банками кредитных ресурсов, условия предоставления в залог уже построенного жилья, высокая цена страхования рисков, и в целом нестабильная экономическая ситуация в стране не позволяют значительной части нуждающихся в улучшении жилищных условий приобретать жилье с помощью ипотеки. Существующие ипотечные программы базируются на предположении достаточности рыночных механизмов и доходов населения для решения жилищной проблемы. Ставка на возможность активного использования ценных бумаг, коммерческих кредитов, собственных средств граждан на начальном этапе финансирования жилищного строительства для молодежи пока не оправдала ожиданий.