Совершенствование ассортиментной политики
Для разработки ассортиментной стратегии и выработки эффективной ассортиментной политики часто прибегают к объемно-стоимостному анализу, то есть разделению товарной номенклатуры на группы в соответствии с объемами производства/реализации по товарным позициям. В большинстве случаев объемно-стоимостной анализ показывает, что основной объем реализации (приблизительно 80 %) обеспечивается весьма немногими номенклатурными позициями (приблизительно 20 % от общего количества).
Это свойство ассортимента позволяет применять при управлении им принцип Парето согласно которому в первую очередь подлежат контролю позиции, обладающие наибольшим объемом реализации, или наибольшей рублевой активностью. При проведении объемно-стоимостного анализа вся товарная номенклатура делится на две группы: группы товаров с высокой рублевой активностью, обеспечивающие основной объем реализации (группа А) и группы товаров с низкой рублевой активностью (группы В и С). В соответствии с принципом Парето, товары группы А подлежат более тщательному учету и более частой инвентаризации, спрос на них прогнозируется с помощью более сложных методик и более часто, внимательно контролируется своевременное пополнение запасов этих товаров, в то время, как потребность в малоактивных товарах может определяться менее точным и более дешевым способом учета прошлого опыта.
Наряду с объемно-стоимостным анализом при разработке ассортиментной стратегии часто прибегают к исследованиям рынка.
Анализ ассортиментной номенклатуры основных конкурентов «Норма», а также данные, полученные в ходе опроса 85 потенциальных потребителей выявил отсутствие некоторых перспективных товарных групп в структуре товарного ассортимента предприятия. Итак, около 6 % опрошенных выразили свое недовольство существующими ценами, предпочитая осуществлять покупки на рынке. Около 13 % покупателей негативно относятся к представленному торговому ассортименту предприятия, посчитав его слишком узким, и еще 7 % остались недовольными сервисом и качеством обслуживания в фирменных магазинах «Норма», а также временем их работы. Следующим способом разработки ассортимента принято считать маржинальный анализ. Суть анализа состоит в следующем: рассчитывается рентабельность продаж каждой товарной группы и на основе полученных расчетных значений определяется ассортиментная стратегия. Для оценки маржинального вклада каждой группы товаров в объем совокупных доходов «Норма», проанализируем структуру прибыли продукции по ассортиментным группам товаров с учетом дифференциации уровней торговых надбавок между группами.
На основе выбранных ассортиментных стратегий, разработан план мероприятий по их реализации (табл. 3.4).
Таблица 3.4
План мероприятий по реализации выбранных ассортиментных стратегий
Наименование мероприятия |
Сроки осуществления |
Ответственные |
Активизация маркетинговых усилий компании на рынке: - проведение исследований рынка с целью выявления возможностей расширения занимаемой доли - разработка плана маркетинговых мероприятий по расширению занимаемой доли - выполнение плана маркетинговых мероприятий - активизация рекламно-информационной активности |
01.06.10 – 01.01.11 01.06.10 – 01.08.10 02.08.10 – 01.09.10 02.09.10 – 01.01.11 01.06. 10 – 01.01.11 |
Служба снабжения, коммерческая служба, директора торговых филиалов |
Контроль за эффективностью ассортиментной политики: - маржинальный анализ - кабинетные исследования - объемно-стоимостной анализ |
01.01.11 – 15.01.11 |
Главный бухгалтер |
Внесение необходимых изменений в ассортиментную политику в части используемых ассортиментных стратегий |
16.01.11 – 25.01.11 |
Коммерческая служба |