Определение финансового планирования, его цели и задачи
Выделение финансового планирования как особого вида планирования, обусловлено[10, с. 62]:
1) относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-вещественным, элементам производства;
2) активным воздействием опосредованного деньгами распределения на производство;
3) необходимостью администрирования при принятии решений о распределении финансовых ресурсов.
Финансовое планирование обеспечивает взаимоувязку показателей развития предприятия и поэтому является сложным, трудоемким процессом, затрагивающим практически все службы и подразделения.
Финансовое планирование обеспечивает необходимый контроль за образованием и использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов, создает необходимые условия для улучшения финансового состояния компании. Оно взаимосвязано с планированием хозяйственной деятельности и строится на основе других показателей плана (объема производства и реализации, сметы затрат на производство, плана капитальных вложений и др.). Однако составление финансового плана не является простым арифметическим пересчетом показателей производства в финансовые показатели.
В процессе составления проекта финансового плана осуществляется творческий подход к показателям производственного плана, выявляются и используются не учтенные в них внутрихозяйственные резервы, находятся методы более эффективного использования производственного потенциала компании, более рационального расходования материальных и денежных ресурсов, повышения потребительских свойств выпускаемой продукции и т.д.
Разработка финансового плана связана с определением затрат на реализуемую продукцию, выручки от реализации, денежных накоплений, амортизации, объема и источников финансирования, намечаемых на планируемый период инвестиций, потребности в оборотных средствах и источниках ее покрытия, распределении и использовании прибыли, взаимоотношений с бюджетом, банками.
Финансовое планирование компании имеет следующую целевую направленность[10, с. 25]:
1) Обеспечение финансовыми ресурсами и денежными средствами деятельности компании.
2) Увеличение прибыли по основной деятельности и другим видам деятельности, если они имеют место.
3) Организация финансовых взаимоотношений с бюджетом, внебюджетными фондами, банками, кредиторами и дебиторами.
4) Обеспечение реальной сбалансированности планируемых доходов и расходов.
5) Обеспечение платежеспособности и финансовой устойчивости.
Общий финансовый план разрабатывается сквозным образом с необходимыми промежуточными согласованиями по службам и подразделениям компании. Процедура финансового планирования не сводится только к планированию финансовых показателей фирмы в целом, а включает также: планирование натуральных показателей и планирование по структурным подразделениям.
В процессе финансового планирования отслеживаются финансовые (на верхнем уровне), а также натуральные показатели. В сводную службу поступают итоговые показатели от каждого подразделения, которые при необходимости могут быть детализированы.
Основные задачи финансового планирования[11, с. 34]:
1) обеспечение источниками финансирования основной деятельности предприятия (поддержание нормального уровня запасов сырья, материалов, готовой продукции, финансирование прироста оборотных средств, воспроизводства основных производственных фондов и т.д.);
2) своевременное и в полном объеме выполнение обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами;
3) обоснование эффективного вложения временно свободных денежных средств, поддержание остатка денежных средств недостаточном уровне;
4) выявление резервов роста доходов предприятия;
5) оптимизация использования прибыли;
6) определение дивидендной политики;
7) обоснование размера и условий привлечения внешних источников для финансирования инвестиционной деятельности предприятия;
8) поддержание платежеспособности предприятия, обеспечение его финансовой устойчивости.
Методология финансового планирования на современном этапе предполагает решение предприятием ряда проблем:
1) обоснование цели (системы целей) финансового плана, адекватной основным направлениям деятельности предприятия в перспективном периоде;