Основа современной финансовой политики. Финансовый механизм
Продолжается государственная поддержка структурной перестройки экономики посредством проведения льготной налоговой и кредитной политики, а также прямых бюджетных ассигнований. Бюджетные средства, направленные на инвестиции предоставляются в первую очередь для промышленных высокоэффективных проектов на конкурсной основе. В промышленности государственные инвестиционные ресурсы предусмотрено направлять, на поддержку проектов, финансируемых с привлечением частного капитала, с постепенным переходом от прямого государственного льготного кредитования к долевому участию государства в окупаемых проектах, а также к предоставлению государственных гарантий предприятиям для привлечения частных кредитных ресурсов. Предоставление государственных гарантий должно осуществляться в рамках имеющихся бюджетных средств. Следует расширить практику применения инвестиционных налоговых кредитов как части инвестиционной политики государства.
Дальнейшее развитие получат расходы бюджета на социальные нужды. Основное направление здесь – повышение эффективности использования средств.
Продолжается совершенствование бюджетного устройства Российской Федерации. Для этого предусматривается проведение бюджетной реформы, включающей
реформирование бюджетной системы в целом на основе самостоятельности и равноправия всех бюджетов;
становление регламента бюджетного процесса;
уточнение системы межбюджетных отношений;
укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов.
Большое внимание должно уделяться развитию и регулированию ценных бумаг. Предстоит найти оптимальное сочетание обращения на этом рынке государственных и корпоративных ценных бумаг, что позволит создать условия для нормального перелива финансовых ресурсов между отдельными предприятиями и отраслями экономики. Важный аспект этой проблемы — установление государственного контроля за финансовым рынком, который обеспечит защищенность юридических и физических лиц, оперирующих на этом рынке.
Представляется повышение качества работы государственных финансовых органов. Для этого предполагается повысить квалификацию аппарата финансовых, налоговых и таможенных органов, расширить функции органов финансового управления в области аналитической, методической и консультационной работы.
Основные направления развития финансов определяются в ежегодном Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию.
В его послании на 2006 год определены не только задачи бюджетной политики на 2006 год, но и на среднесрочную перспективу, которые сводятся к следующему:
обеспечить макроэкономическую устойчивость;
не превышать прогнозных темпов инфляции;
обеспечить выделение субъектам Российской Федерации субвенций на исполнение делегированных федеральных полномочий;
снизить налоговую нагрузку на экономику;
осуществлять плановую индексацию заработной платы работников федеральных организаций бюджетной сферы;
увеличить социальную поддержку населения;
разработать и утвердить перспективный финансовый план на 2006-2008 гг., в котором:
а)расходы бюджета должны производиться на основе ожидаемой эффективности;
б)уточнить параметры Стабилизационного фонда;
в)модернизировать процедуру составления и рассмотрения проекта федерального бюджета и др.