Задачи и основные направления финансовой политики
незавершенности построения эффективной системы управления и контроля в системе государственных финансов.
Отсюда определяются ближайшие стратегические цели бюджетной политики, а именно:
существенное снижение относительных издержек функционирования государства;
создание эффективной системы межбюджетных отношений на основе четкого разграничения расходов между уровнями бюджетной системы, повышения степени автономности налоговых полномочий и прозрачных объективных процедур распределения финансовой поддержки регионам;
приведение обязательств государства в соответствии с его ресурсами путем отмены или приостановления нефинансируемых или частично финансируемых обязательств федерального бюджета;
обеспечение бездефицитности федерального бюджета;
урегулирование кредиторской задолженности государства;
значительное уменьшение долговой нагрузки на экономику;
максимальная консолидация внебюджетных фондов в бюджетах всех уровней, а также ликвидация целевых бюджетных фондов федерального бюджета;
завершение перевода всех получателей средств федерального бюджета на казначейскую систему высокодотационных субъектов РФ на кассовое обслуживание через органы федерального казначейства;
обеспечение прозрачности бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, процедур закупок товаров и услуг для государственных нужд.
В ближайшей перспективе существенно должны сократиться расходы на субсидии на поддержку предприятий жилищно-коммунального хозяйства {в дальнейшем предполагается выделение адресных субсидий конкретным нуждающимся домашним хозяйствам). Предполагается уменьшение инвестиционных субсидий в дорожное строительство, на целевые комплексные программы, отдельным промышленным предприятиям на региональном и местном уровнях.
Важным направлением финансовой политики является налоговая политика. Основное звено системы мероприятий по реализации налоговой политики – повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы, предполагающее выравнивание условий налогообложения для всех категорий налогоплательщиков за счет отмены имеющихся необоснованных льгот, неэффективных налогов, прежде всего налога с продаж, корректировка порядка определения налоговой базы по отдельным налогам.
Основные задачи налоговой политики:
значительное снижение и выравнивание налогового бремени;
упрощение налоговой системы;
минимизация издержек исполнения и администратирования налогового законодательства;
ликвидация налогов с оборота;
снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;
уменьшение налогообложения внешнеторговых операций;
создание условий для легализации прибыли предприятий;
сокращение количества налогов и ограничение произвола налоговых и таможенных органов при одновременном повышении ответственности налогоплательщиков.
Частично эти задачи решаются принятием и введением в действие с 1 января 2001 г. части II Налогового кодекса РФ. Наиболее существенные меры приняты в направлении стимулирования предприятий к начислению заработной платы, а не «уводу ее в тень»: установлена плоская (единая) ставка подоходного налога (13%), снижены социальные начисления на фонд оплаты труда (введен единый социальный налог-взнос — 35,6% с применением регрессивной шкалы). Поистине революционным является снижение с 1 января 2002 г. налоговой ставки на прибыль с 35 до 24% с одновременной ликвидацией почти всех льгот.
В ближайшей перспективе предполагается также значительно упростить процедуры обжалования решений и действий налоговых органов, в том числе за счет создания специализированных коллегий адвокатов по налоговым спорам в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.
Одним из важных направлений налоговой политики является дальнейшее снижение налогового бремени. Эта задача может быть реализована через снижение налоговой нагрузки на фонд, оплаты труда, снижение ставки НДС.
В целом: приоритетным направлением налоговой политики является упрощение налоговой системы, сокращение числа налогов и сборов, унификация правил исчисления отдельных налогов и порядка их уплаты.
В будущем, по мере, развития финансово-экономического потенциала бюджетов субъектов Российской Федерации и выравнивания экономических условий функционирования субъектов, будут созданы условия для отказа от деления налогов на собственные и регулирующие и от понятия "нормативы отчислений от налогов".