Цели и типы финансовой политики. Финансовый кризис
Выделяются различные цели финансовой политики в зависимости от основных направлений финансовой деятельности государства, которую, несмотря на все ее разнообразие можно разделить на три вида:
аллокация - предоставление обществу государством финансирование из централизованных источников тех товаров и услуг, которые не может произвести и предоставить частный сектор (оборона, управление, международная деятельность и др.);
перераспределение - финансовое перераспределение государством доходов и. имущества с целью справедливого распределения доходов и достижения социальной справедливости;
стабилизация - осуществление финансовых мер, направленных на достижение возможно более полной занятости, снижение инфляции, поддержание стабильного экономического роста.
Главной целью финансовой политики является увеличение объема и улучшение эффективности использования финансовых ресурсов. В связи с этим большое значение приобретают вопросы оптимального распределения государственных финансов и их эффективного целевого использования, в том числе для реализации целевых программ (федеральных, региональных, межрегиональных). Стержнем финансовой политики является система организации финансовых отношений, механизм финансового регулирования и обеспечение социально-экономического развития общества [5].
Кроме того, разрабатывая финансовую политику, государство в соответствии с видами финансовой деятельности преследует достижение следующих целей:
повышение уровня жизни населения на основе развития отраслей народного хозяйства;
оздоровление и структурная перестройка экономики;
снижение темпов инфляции.
Разработка и осуществление финансовой политики включают следующие основные этапы:
разработка финансовой стратегии;
определение и постановка главных целей финансовой политики и их конкретизация в тактических задачах;
разработка соответствующего финансового механизма для достижения поставленных целей;
подбор кадров, способных решить поставленные задачи;
осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей и решение задач, контроль за их осуществлением.
Поскольку финансовая политика в первую очередь направлена на достижение максимального объема финансовых ресурсов, то она обеспечивает реализацию политики государства и в других областях общественной деятельности - экономике, социальной сфере, обороне страны, развитии научно-технического прогресса.
Развитие государства связано с изменением финансовой политики. Использование того или иного типа финансовой политики определяется особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства. Все это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве системы общественных отношений.
Анализ применявшейся различными государствами финансовой политики позволяет выделить три ее основных типа:
классическая;
планово-директивная;
регулирующая.
В основе каждого типа этой политики лежали соответствующие экономические теории [6].
1)Классическая теория практически отводила государству «роль ночного сторожа». Основа финансовой политики, по мнению «классиков», - достижение полной свободы рыночных отношений, а рынок – основой регулятор, обеспечивающий во всех экономический рост и сбалансированность ресурсов общества. Государство должно обеспечить функционирование рынка определенными правовыми нормами, стремясь минимизировать все государственные расходы, представляющие собой дополнительные издержки для предпринимателя.
2)Планово-директивная теория выводила на передовые позиции отношения планомерности, систему директивных планово-распределительных функций государства на основе жесткого исполнения плановых показателей развития экономики: что обеспечивало превалирование натуральных показателей плана, вслед за которым шло перераспределение денежных ресурсов в системе государственных финансов, государственных предприятий и отраслевых министерств в пропорциях, строго определенных планом. Это предусматривало жесткую централизацию и перераспределение через; государственный бюджет значительной части финансовых ресурсов, создаваемых в экономике. Данная система была строго ориентирована на внутренние финансовые ресурсы страны, игнорируя международное движение капитала за исключением государственных займов.
Планово-директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах. Она показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т.п.). В то же время использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства.