Характеристика сфер и звеньев финансовой системы
Государственное регулирование экономики может существенно сократить расходы бюджета, изменить их состав и структуру.
За счет государственного бюджета и правительственных внебюджетных фондов осуществляется финансирование материального производства и непроизводственной сферы, а также предприятий и учреждений социально - культурного назначения.
Расходы бюджета на социально - культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономического значения, т.к представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального и культурного уровня жизни народа.
Т.о., структура бюджетной системы РФ приближена к структуре бюджетных систем западных стран.
Внебюджетные фонды.
Их насчитывается более 20, в том числе 4 социальных, остальные - фонды производственного назначения. Государственные внебюджетные фонды - это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
Внебюджетные фонды подразделяются на фонды социального и экономического назначения начиная с 20в. многие фонды, прежде всего экономического назначения, были консолидированы с бюджетами (федеральные внебюджетные фонды с федеральным бюджетом, региональные внебюджетные фонды с региональными бюджетами). Основной причиной ликвидации фондов и консолидации их средств в бюджеты разных уровней, как правило, указывается "слабый контроль за использованием средств этих фондов". Следует иметь в виду, что во всех развитых странах мира в последние три десятилетия внебюджетные фонды экономического назначения активно развиваются и роль их в экономике возрастает.
Внебюджетные фонды предназначены для расширения социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечения дополнительными ресурсами приоритетных отраслей экономики.
К социальным внебюджетным фондам относятся Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд социального страхования, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, Фонды занятости населения.
Доходы этих фондов формируются за счет обязательных платежей предприятий, учреждений и организаций, за исключением Пенсионного фонда РФ, Государственного фонда социального страхования и Обязательных фондов медицинского страхования с сохранением целевой направленности консолидируемых фондов. Финансирование этих фондов осуществляется путем оплаты предприятиями и организациями единого социального налога, дифференцированного согласно устанавливаемым государственным нормативам.
Органом государственной власти субъектов РФ рекомендовано консолидировать в бюджетах национально - государственных и административно - территориальных образований аналогичные региональные внебюджетные фонды.
Государственный кредит.
Государственный кредит представляет собой аккумулированные государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности, платности и срочности для финансирования государственных расходов.
Государственные кредиты выдаются социально ориентированным производствам, обеспечивающим высокий уровень рентабельности. Государственные гарантии предоставляются предприятиям и предпринимателям для реализации высокорентабельных инвестиционных проектов.
Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять заемные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без денежной эмиссии. Т.о. государственный кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства.
На общегосударственном уровне государственные займы не являются целевыми, тогда как местные органы власти могут использовать мобилизованные таким образом средства на благоустройство городских и сельских районов, строительство объектов здравоохранения, культуры, просвещения, жилища и др.
По сроку привлечения средств займы делятся на: краткосрочные (до года); среднесрочные (от 1 до 5 лет); долгосрочные (от 5 до 30 лет).
Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны. Государственный долг представляет собой сумму выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентам на определенную дату или за определенный срок.