Заключение
На основе изучения теоретических основ функционирования муниципального бюджета и анализа современного состояния муниципальных финансов в Российской Федерации на примере м.о. г. Пыть-Ях можно сделать следующие выводы и предложения:
– местный бюджет трактуется как централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением которого осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно.
Местные бюджеты — один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства.
Выделяют следующие функции местных бюджетов:
– формирование денежных фондов, являющихся финансовымобеспечением деятельности местных органов власти;
– распределение и использование этих фондов между отрасляминародного хозяйства;
– контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий,организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.
Формирование и исполнение местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.
Доходная часть бюджетов МО состоит из налоговых и неналоговых поступлений.
К налоговым доходам местных бюджетов относятся:
1) собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов;
2) регулирующие налоговые доходы, передаваемые местным бюджетам Российской Федерацией и субъектами РФ;
3) государственная пошлина, кроме государственной пошлины, зачисляемой в доходы федерального бюджета, — по нормативу 100% по месту нахождения кредитной организации, принявшей платеж.
Неналоговые доходы местных бюджетов формируются за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, — в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.
К основным проблемам функционирования бюджетов МО можно отнести следующие:
– недостаточность собственной налоговой базы для покрытия минимально необходимых расходов
– проблемы межбюджетных отношений, а именно, проблемаразграничения властных полномочий субъектов РФ имуниципалитетов.
– проблема ЖКХ (несовершенство тарифных ставок, неплатежиза коммунальные услуги, низкая доля реальных финансовыхвложений в данный сектор)
– проблема налоговых поступлений
– нецелевое и незаконное расходование средств хозяйствующими субъектами и органами управления
– несовершенство законодательной базы регионов в дилигировании полномочий различными уровнями власти.
Основными путями решения проблем функционирования бюджетов МО являются следующие:
– дать точное определение муниципального образования, закрепив одноуровневую систему построения органов местной власти на уровне района с возможностью передачи некоторых функций по решению местных вопросов органам территориального общественного самоуправления либотерриториальных управлений администраций муниципальных образований.
– установить законодательно общий порядок функционирования и разграничения полномочий между органами территориального общественного самоуправления и органами власти муниципальных образований.
– уточнение в новой редакции Бюджетного кодекса содержания собственных и регулирующих доходов муниципальных образований ввиду территориальной организации МСУ.
Крайне необходимо введение в регулирование межбюджетных отношений наряду с выравниванием бюджетной обеспеченности также элементов стимулирования муниципальных образований: муниципальное образование, вносящее в региональный бюджет больше средств в расчете на душу населения, должно получать больше и в свой бюджет.