Влияние экономического кризиса на формирование доходной базы местного бюджета
1. Смягчение влияния финансово-экономического кризиса при формировании регионального и местного бюджетов
1.1. Рекомендации по формированию доходов бюджетов:
– уточнение прогноза доходов на основе оценки конкурентоспособности налогоплательщиков;
– направление дополнительных доходов бюджетов не на увеличение расходных обязательств, а на формирование в составе бюджетов резервов, используемых в случае сокращения доходных источников;
– анализ налоговых доходов бюджета и рекомендации по повышению их собираемости;
– оптимизация перечня налоговых льгот и их соответствие общественным интересам;
– сокращение недоимки по налогам и сборам в бюджеты;
– анализ неналоговых доходов бюджета и рекомендации по совершенствованию управлением имуществом (активами);
– повышение эффективности использования региональной и муниципальной собственности;
– прогноз объема трансфертов всех видов из вышестоящего бюджета.
1.2. Рекомендации по оптимизации расходов бюджетов:
– анализ эффективности расходов на предоставление бюджетных услуг;
– анализ эффективности социальных выплат и льгот;
– создание системы учета потребности в предоставляемых услугах муниципального образования;
– стандартизация муниципальных услуг;
– создание предпосылок для реализации новых форм оказания муниципальных услуг;
– формирование и реализация муниципальных заданий на предоставление муниципальных услуг;
– разработка критериев отбора инвестиционных проектов и других капитальных вложений для их досрочного прекращения (приостановления);
– ограничение принятия новых расходных обязательств, неувеличение финансирования действующих расходных обязательств;
– определение размера повышения оплаты труда работникам бюджетных учреждений с учетом возможностей бюджета и без ориентации на запланированное в 2009 году повышение оплаты труда работникам федеральных бюджетных учреждений, разработка мер по оптимизации расходов на оплату труда работникам бюджетных учреждений;
– разработка системы раннего предупреждения появления непредвиденных расходов (в том числе на основе контроля над финансовым состоянием предприятий и организаций, находящихся в собственности субъектов Федерации и муниципальных образований);
– определение размера дефицита бюджета с учетом снижения доступности кредитных ресурсов и возможности размещения ценных бумаг субъектов Федерации и муниципальных образований.
2. Разработка мер по снижению нагрузки на бюджет
2.1. Разработка альтернативных сценариев бюджета:
– разработка альтернативного бюджета на основе анализа финансовых рисков;
– разработка рекомендаций по принципам корректировки годового и среднесрочного бюджетов;
– подготовка проектов бюджетов исходя из консервативного сценария развития экономики и динамики налоговых поступлений в целях недопущения в течение следующего финансового года секвестра расходов.
2.2. Разработка предложений по поддержке негосударственного сектора экономики:
– использование бюджетных и фискальных инструментов поддержки;
– разработка критериев по отбору объектов поддержки негосударственного сектора экономики;
– разработка предложений по реструктуризации бюджетной сети и стимулированию развития негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги на платной основе.
3. Долговая политика и реструктуризация долговых обязательств:
– определение предельного объема заимствований;
– рекомендации по реструктуризации, выкупу и погашению долговых обязательств;
– рекомендации по контролю над кредиторской задолженностью бюджета и предприятий, находящихся в государственной или муниципальной собственности;