Финансы предприятий транспорта
Экономические и организационные особенности функционирования данной отрасли оказывают влияние и на содержание финансов. Так можно выделить следующие специфические особенности:
продукция транспорта не имеет вещественной формы, здесь ничего не добавляется к перевозимому товару. На транспорте продается сам производственный процесс, т.е. перевозка, перемещение товаров, продукции, созданных в других отраслях экономики;
особенность производственного процесса на транспорте предполагает, что средства производства здесь не имеют в своем составе сырья;
единицей измерения транспортной продукции служат тонно-километры, пассажиро-километры, тонны грузооборота и количество отправленных пассажиров;
поскольку продукцию здесь нельзя накопить, отложить в запас, то транспорт не может работать без определенного резерва (например, локомотивов и вагонов);
особенности функционирования экономики, ее отраслей (сезонность, цикличность) предопределяют неравномерность использования транспортных средств в течение года.
Поскольку, транспорт используется для осуществления не только внешних перевозок, но и для перевозок внутри предприятия, то внутрипроизводственный транспорт является неотъемлемой частью технологического процесса данного производства. Однако,. внутрипроизводственный транспорт не представляет собой самостоятельную отрасль транспортного производства, а является составной частью той отрасли, в которой он функционирует. К тому же транспорт является составной частью стадий производства продукции предприятий. Это крупная многоотраслевая сфера, имеющая в своем составе все виды грузового и пассажирского транспорта: железнодорожного, автомобильного, речного, морского, нефтепроводного, воздушного.
При определении той или иной сферы использования видов транспорта необходимо руководствоваться следующими характерными технико-экономическими особенностями.
Железнодорожный транспорт:
предполагает регулярность перевозок независимо от сезонных особенностей;
обеспечивает довольно высокую пропускную в выбранном направлении;
относительно короткий (по сравнению с речным и морским транспортом) путь движения при невысокой себестоимости перевозок;
характеризуется высокой маневренностью в использовании подвижного состава;
обеспечивает эффективность (особенно при перевозке маршрутами) доставки массовых грузов на протяженные расстояния.
Автомобильный транспорт:
обеспечивает повышенную (по сравнению с железнодорожным, водным транспортом) скорость, регулярность и маневренность доставки грузов;
делает возможной без перегрузочную доставку грузов (в т. ч. мелкими партиями) от склада отправителя до склада получателя;
предполагает повышенную себестоимость перевозок по сравнению с другими видами транспорта.
Речной транспорт:
обеспечивает высокую пропускную способность;
предполагает низкую себестоимость осуществляемых перевозок (особенно леса в плотах, нефти в судах);
предполагает, зачастую, более длительный путь движения;
обеспечивает невысокую скорость движения;
маршрут движения может не совпадать с конечным пунктом доставки груза (поэтому речной транспорт часто используется с другими видами);
пропускная способность может быть ограниченна природно-климатическими факторами.
Морской транспорт:
обеспечивает доставку грузов на большие расстояния;
предполагает относительно низкую себестоимость осуществляемых перевозок.