Влияние организационно-правовых форм на структуру финансов
Унитарное предприятие, находящееся в федеральной собственности, основанное на праве оперативного управления, принимает статус федерального казенного предприятия. Оно имеет свою специфику формирования и использования денежных фондов и доходов и особые имущественные права, функционирует на основе устава, утвержденного Правительством РФ. Порядок планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств) определен постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994 г. № 1138. Производственная и хозяйственная деятельность казенного завода осуществляется в соответствии с планом-заказом, устанавливаемым вышестоящим уполномоченным органом. В нем утверждаются следующие основные показатели:
объем поставок, их номенклатура, требования по качеству продукции, сроки поставок, цены и условия их изменения;
фонд оплаты труда и нормативы уменьшения его при невыполнении плана-заказа;
лимит численности работников.
При недостатке собственных доходов для покрытия затрат, связанных с выполнением государственных планов-заказов и планов развития, казенным заводам из федерального бюджета выделяются средства на реализацию плана развития, выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, мероприятия по мобилизационной подготовке и содержанию объектов социальной инфраструктуры, компенсацию убытков от выполнения плана-заказа и плана развития завода, социальное развитие (по ежегодно устанавливаемым нормативам). Оставшаяся часть прибыли в форме ее свободного остатка подлежит изъятию в доход федерального бюджета. (Приблизительно такая система финансирования и распределения прибыли использовалась в бывшем СССР для всех государственных предприятий до начала 1990-х гг.)
Несмотря на то что казенные предприятия должны работать на принципах самофинансирования и самоокупаемости, значительная часть их усилий (как и в условиях командно-административной системы управления) направляется на получение от государства наиболее выгодных планов-заказов и максимально возможных ресурсов на их выполнение. Инициативность таких предприятий весьма ограничена. Ограничена и самостоятельность финансовой службы в принятии решений об использовании имеющихся финансовых ресурсов и их мобилизации на финансовом рынке. Для повышения эффективности управления государственными унитарными предприятиями с их директорами заключаются годовые контракты с четким указанием (обязательством) достижения определенных показателей прибыли, рентабельности и т.п. В настоящее время ведется обязательный аудит государственных унитарных предприятий.
Значительно более широкими управленческими возможностями обладают финансовые службы хозяйственных товариществ и хозяйственных обществ. Эти организационные формы предпринимательства соответствуют мировой практике и отвечают в основном рыночным условиям ведения хозяйства. Они формируют свои уставные капиталы за счет средств, вносимых в них гражданами, предпринимателями и (или) юридическими лицами, т.е. их участниками, или учредителями, или вкладчиками1. Следует обратить внимание на принципиальное различие хозяйственных товариществ и обществ - состав их участников. Так, в хозяйственных товариществах участниками могут быть индивидуальные предприниматели и (или) некоммерческие организации. А в хозяйственных обществах - граждане и юридические лица. При этом хозяйственное общество может основать единственный участник, который в этом случае самостоятельно полностью формирует его уставный капитал. Имущество, созданное за счет вкладов участников, а также его приращение в процессе деятельности принадлежит хозяйственным товариществам или обществам на праве собственности.