Факторный анализ показателей оборачиваемости оборотных средств
Показатели оборачиваемости оборотных средств можно рассматривать в качестве результативного показателя с выделением факторов первого и последующих порядков. Продолжительность оборота оборотных средств зависит от среднего размера оборотных средств и выручки от реализации. Поэтому, общее изменение скорости оборота будет складываться из двух составляющих: среднегодовой размер оборотных активов (ОА ср.) – фактор первого порядка, и выручка от продаж (Выр.р.) – фактор второго порядка.
Изменение продолжительности оборота оборотных средств за счет изменения среднего размера оборотных активов рассчитывается таким образом:
ΔВ(ОА ср.) = Т х ΔОА ср. / Выр.р.0; (13)
Подставляя имеющиеся данные в формулу, мы получим, что продолжительность одного оборота оборотных средств в днях в 2007 г. за счет изменения среднего размера оборотных активов увеличилась на 170 дней (для удобства можно использовать таблицу 2.4.).
В целом с 2005 по 2007 год изменение оборотных активов отрицательно, хотя и не слишком существенно, повлияло на оборачиваемость оборотных активов и на период их оборота, что в основном вызвано увеличением общей массы оборотных активов и в частности нерациональной хозяйственной стратегией в части закупки материалов и сбыта готовой продукции. Для увеличения оборачиваемости предприятию нужно держать оборотные активы в более ликвидной форме и не допускать роста и больших перепадов дебиторской задолженности и товарной продукции на складе, то есть пересмотреть маркетинговую политику по сбыту продукции, если это в принципе возможно.
Влияние фактора второго порядка (выручки от реализации продукции) на изменение результативного показателя выражается:
ΔВ (Выр.р.) = Т х ОА ср.1 х [ (1 / Выр.р.1) – (1 / Выр.р.0) ]; (14)
Получаем следующее:
ΔВ (Выр.р.) = 365 х 92598 х [ (1 / 181361) – (1 / 121827)] = -91 день;
Размер средних оборотных средств на оборачиваемость оборотных активов повлиял в сторону увеличения продолжительности оборота на 170 дней, а увеличение выручки от продаж уменьшило продолжительность оборота на 91 день. Разнонаправленное влияние факторов привело к общему изменению продолжительности оборота на 79 дней (170-91=79). Следовательно, стремление увеличить выручку от продаж всегда будет давать положительный результат в виде увеличения скорости оборота оборотных активов.
Далее рассчитывается доля влияния каждого составляющего выручки от реализации на время оборота оборотных средств:
ΔВ (Выр.р.) = ΔВВыр.р.(ПЗ) + ΔВВыр.р.(КР) + ΔВВыр.р.(УР) + ΔВВыр.р.(РП); (15)
За счёт себестоимости (переменных затрат):
ΔВВыр.р.(ПЗ) = ΔВ(Выр.р.) х ΔПЗ / ΔВыр.р.; (16)
ΔВВыр.р.(ПЗ) = -91 х (164049,77 – 105965,718) / 59534,335 = -84,2 дня;
За счёт коммерческих расходов:
ΔВВыр.р.(КР) = ΔВ(Выр.р.) х ΔКР / ΔВыр.р.; (17)
ΔВВыр.р.(КР) = -91 х (18869,557-15368,35) / 59534,335 = -5,35 дней;
За счёт результата от продаж (прибыли):
ΔВВыр.р.(РП) = ΔВ(Выр.р.) х ΔРП / ΔВыр.р.; (18)
ΔВВыр.р.(РП) = -91 х (1441,711-492,635) / 59534,335 = -1,45;
Баланс отклонений сходится:
ΔВ (Выр.р.) = ΔВВыр.р.(ПЗ) + ΔВВыр.р.(КР) + ΔВВыр.р.(УР) +
ΔВВыр.р.(РП) = -84,2-5,35-1,45= -91; (19)
Каждая из трех составляющих выручки от продажи товаров повлияла на продолжительность одного оборота оборотных активов в днях в сторону уменьшения, а значит, каждый фактор внес свой в клад в увеличение скорости оборота: изменение (увеличение) коммерческих расходов сократило продолжительность оборота на 5 дней; изменение (увеличение) себестоимости реализованных товаров – на 84 дня; изменение (увеличение) прибыли от продаж – на 1 день. Самым значительным оказалось влияние себестоимости.