Анализ декларирования НДФЛ
При проведении декларационной кампании в 2004 году налоговым органам и налогоплательщикам - индивидуальным предпринимателям не приджлось сталкиваться с проблемой представления расходных документов в качестве обязательного приложения к декларации по налогу на доходы физических лиц за 2003 год. Вместе с тем налоговые органы не вправе проводить камеральную проверку представленных индивидуальными предпринимателями деклараций по налогу на доходы физических лиц и предоставлять налогоплательщикам установленные ст. 221 НК РФ профессиональные налоговые вычеты без истребования первичных документов, подтверждающих фактически произведенные ими расходы, непосредственно связанные с извлечением доходов от осуществления предпринимательской деятельности.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.[9] Следовательно, налоговый орган не вправе проводить камеральную проверку представленных деклараций и предоставлять профессиональные налоговые вычеты без истребования первичных документов даже в случае, если не имеется оснований предполагать у налогоплательщика занижения налоговой базы. Кроме того, при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Производить истребование этой информации необходимо при наличии оснований предполагать занижение в налоговой декларации сумм причитающихся к уплате налогов в случаях, не требующих назначения выездной налоговой проверки (например, при необходимости подтверждения наличия у налогоплательщика права на предоставление заявленных в декларации налоговых вычетов).
В качестве практического примера рассмотрим налогообложение ПБЮЛ Кузнецова А.К.
Кузнецов А.К. зарегистрирован в качестве предпринимателя без образования юридического лица 15.01.2001.
Основные показатели его деятельности за 2003 год приведены в таблице 4.
Таблица 4.
№ п/п |
Вид дохода |
Сумма, руб. |
1 |
Выручка от реализации оказанных им услуг |
130 000 |
2 |
Доход от реализации однокомнатной квартиры, принадлежащей ему на праве собственности |
210 000 |
3 |
Наследство на общую сумму (Кузнецов А.К. является братом умершего, наследство открыто 7 июля 1999 г.) |
90 000 |
Примечание: Документально подтвержденные расходы на осуществление предпринимательской деятельности за 2003 год |
80 000 | |
Помесячного учета доходов и расходов Кузнецов не вел. Имеет дочь 11 лет. |
Предприниматель без образования юридического лица гражданин Кузнецов применяет общую систему налогообложения. В этом случае за 2003 г. он должен исчислить и уплатить в бюджет следующие налоги:
Доход, облагаемый налогом на доходы физических лиц, будет складываться из дохода, полученного Кузнецовым от предпринимательской деятельности; дохода, полученного от продажи однокомнатной квартиры; дохода, полученного Кузнецовым в порядке наследования.
Доход, полученный Кузнецовым от предпринимательской деятельности, считаем доходом физического лица, подлежащего обложению подоходным налогом (пп.1 п.1 ст.227 НК РФ). При этом на основании п.1 ст.221 НК РФ Кузнецов имеет право на профессиональный налоговый вычет в сумме фактических произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.