Оценка влияния политики налогообложения прибыли на эффективность и стабильность развития экономики Украины
* Расчеты на основе данных Госкомстата Украины и Государственной налоговой службы
В результате налогообложения прибыли предприятий практически полностью утрачена взаимосвязь между прибылью предприятий и уплаченным налогом, что особенно наблюдалось в 2008 г. (см. рис.). С нашей точки зрения, причина этого кроется в несовершенном механизме уплаты налога и его администрировании. Дело в том, что предприятия платят налог на прибыль по итогам финансового года, и это правильно. Но в связи с тем, что бюджет Украины во многом зависит от поступлений налога на прибыль (28,3% от общих налоговых поступлений в Государственный бюджет Украины в 2008 г.), предприятия платят его авансовыми платежами по предварительным результатам квартала. Поскольку кризис возник в конце года, а по результатам трех кварталов экономика демонстрировала небывалые прибыли, то в конце года большинство успешных (до кризиса) предприятий стали убыточными и государство оказалось "должно" предприятиям сумму излишне уплаченного налога.
В перечне льгот по уплате анализируемого налога практически отсутствуют льготы, направленные на стимулирование экономической активности бизнеса, инвестиционной и инновационной деятельности предприятий. Аналогичной точки зрения придерживается и Ю. Иванов, который отмечает, что такие льготы практически не применяются в Украине. Локомотивам национальной экономики (машиностроению, металлургии) практически не предоставляются льготы по налогу на прибыль, В машиностроении удельный вес льгот от общей суммы уплаченного ими налога в 2007 г. составил 0,7%, в 2008 г. - 2,6%, а, например, в финансовом секторе этот показатель равнялся 126,3 % и 170,1%, в торговле - 8,2% и 3,3%, соответственно. То есть льготное налогообложение прибыли касается тех сфер деятельности, которые и без льгот являются сверхприбыльными и вряд ли стратегическими для украинской экономики.
По предоставленным налоговым льготам можно четко судить о приоритетах правительства, но никак не государства и нации в целом. Основным "двигателем" экономики (в стратегическом понимании) должен быть инвестиционный спрос и экспорт. Развитию этих сфер правительство должно уделять максимум внимания, в том числе и через механизм налогового стимулирования. Но наблюдаемая ситуация, к сожалению, кардинально противоположна (см. табл. 3, 4).
Таблица 3
Налоговые льготы в системе налогообложения Украины
Налоги, по которым предоставляются льготы |
Годы | |||||
2006 |
2007 |
2008 | ||||
млн. грн. |
удельный вес (%) |
млн. грн |
удельный вес (%) |
млн. грн. |
удельный вес (%) | |
НДС |
59652,5 |
80,1 |
85062,5 |
82,2 |
107726,7 |
80,6 |
Налог на прибыль | ||||||
предприятий |
6684,8 |
9,0 |
9564,9 |
9,2 |
15755,8 |
11,8 |
Налог на землю . |
1401,5 |
1,9 |
1637,6 |
1,6 |
2769,5 |
2,1 |
Акцизный сбор |
6741,5 |
9,1 |
7100,2 |
6,9 |
7572,4 |
5,7 |
Всего льгот по налоговой | ||||||
системе . |
74485,3 |
100,0 |
103451,2 |
100,0 |
133705,8 |
100,0 |