Роль налоговой политики в государственном регулировании национальной экономики
Следует отметить, что существующий уровень политической ответственности и сознательности наших чиновников является главным «тормозом» эффективности подобных мер, поскольку налоговое регулирование должно осуществляться очень быстро, как, например, меры монетарной политики. Гибкость и оперативность налоговой политики в современных условиях выходят на лидирующие позиции. Политики должны использовать налоговое стимулирование именно во время спада экономического развития, в противном случае, такие меры могут только навредить экономике. Согласно оценке специалистов МВФ, налоговые стимулы эффективны в том случае, когда вступают в силу именно в период спада экономики, при этом внутренний лаг (период между датой вступления стимула в законную силу и датой его реализации) не должен превышать одного квартала (см. табл. 1).
Таблица 1
Своевременность, временность и адресность снижения налогов в США
Снижение налогов, вступившее в законную силу |
Своевременность |
Временность* |
Адресность | |||||
Дата начала действия стимула |
Сфера действия законодательного акта |
Размер стимула (в% ВВП) |
Дата ближайшее-го спада** |
Внутренний лаг (квартал)*** |
Время действия налогового стимула (квартал) |
Оценка по шкале эффективности издержек**** | ||
П |
Факт | |||||||
I квартал 1970 г. |
Налоговая реформа |
1,2 |
I квартал 1970 г. |
1 |
постоянно |
1,0 | ||
II квартал 1975 г. |
Снижение налогов |
3,6 |
I квартал 1975 г. |
1 |
2,3 |
1,0 |
2,5 | |
Ш квартал 1977 г. |
Снижение и упрощение налогов |
1,0 |
IV квартал 1977 г. |
1 |
1,3 |
1,0 |
1,9 | |
Ш квартал 2001 г. |
Согласование экономического роста и облегчение налогового бремени |
1,7 |
Ш квартал 2001 г. |
1 |
1,3 |
1,3 |
2,4 | |
II квартал 2002 г. |
Создание рабочих мест и помощь работникам |
1,7 |
Ш квартал 2001 г. |
1 |
3,7 |
4,0 |
1,3 | |
П квартал |
Стимулирование |
1,1 |
1 |
1,6 |
2,7 | |||
2008 г. |
экономики | |||||||
Медиана |
1,6 |
1 |
2,0 |
1,8 |
2,0 |