Методы регулирования денежного обращения
Регулирование денежного обращения в РФ возложено на Банк России. В соответствии с Федеральным законом «О центральном банке Российской Федерации» от 12 апреля 1995 г. основные инструменты денежно-кредитной политики Банка России:
· процентные ставки по операциям Банка России;
· нормативы обязательных резервов;
· операции на открытом рынке;
· рефинансирование банков;
· депозитные операции;
· валютное регулирование;
· установление ориентиров роста денежной массы;
· прямые количественные ограничения.
Процентные ставки по операциям Банка России. Последний может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций. Процентные ставки Банка России – это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Это ставки рефинансирования, ставки по депозитным операциям, ломбардные ставки, ставки «репо» и др. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки. Примером могут служить депозитные операции этого банка, которые осуществляются с 1997 г. Свободные средства коммерческих банков принимались в депозит в январе-сентябре 1999 г. по фиксированной ставке - от 0,6 до 28 % годовых (средневзвешенная ставка составила 18,02% годовых). В 1999 г. депозитные операции осуществлялись на стандартных условиях на один день, на одну неделю, на дне недели. Банк России ежедневно объявляет рынку процентные ставки по привлечению средств в депозиты и заключает депозитные сделки.
Нормативы обязательных резервов – это беспроцентные обязательные вклады кредитных организаций в Банке России. Размер обязательных резервов устанавливается Советом директоров Банка России в процентах к обязательствам кредитных организаций. Нормативы не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и не могут быть единовременно изменены более чем на 5 пунктов.
В 1999 г. Банк России дважды принимал решение о повышении норматива обязательных резервов:
· в марте 1999 г. с 5 до 7% по привлеченным средствам юридических лиц;
· в июне 1999 г. с 7 до 8,5% по привлеченным средствам юридических лиц, с 5 до 5,5% - по привлеченным средствам физических лиц в валюте РФ.
С 11 января 2000 г. нормативы обязательных резервов снова были повышены:
· по привлеченным средствам юридических лиц в валюте РФ и привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте - 10%;
· по денежным средствам физических лиц, привлеченным во вклады в валюте РФ, - в размере 7,0%.
Эти резервы используются при отзыве лицензии для погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами. Однако основное назначение нормативов обязательных резервов - регулирование денежного обращения.
В 2002 году также произошло повышение нормы обязательных резервов. Оно составило 12%.
С 1 января 2003 года произошло сокращение нормы обязательных резервов до 10%.
Операции на открытом рынке – это купля-продажа Банком России государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением затем обратной сделки. Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров. Несмотря на временное прекращение функционирования рынка ценных бумаг после августа 1998 г. Банк России не отказался от этого метода регулирования денежного обращения. В сентябре 1998 г. Центральный банк РФ выпустил в обращение облигации Банка России и начал операции с ними.
В 1999 г. Банк России продолжил работу по развитию операций на открытом рынке. Целью этих операций было использование временно свободных денежных средств на межбанковском кредитном рынке для выдачи межбанковских кредитов без использования кредитов со стороны Банка России.
Рефинансирование банков – это кредитование Банком России коммерческих банков, в том числе и переучет векселей. Банк России устанавливает процентную ставку рефинансирования. В 1996 г. ставка рефинансирования была снижена со 160 до 48% годовых, в 1997 г. - с 48 до 21%. В связи с финансовым кризисом ставка рефинансирования была увеличена в ноябре 1997 г. до 28% и в феврале 1998 г. до 42%. В мае 1998г. она достигла максимума - 150%, с июня 1998 г. действовала ставка в размере 60%, с 10 июня 1999 г. - 55%. Причины таких резких скачков ставки рефинансирования кроются в финансовом кризисе, начавшемся в ноябре 1997 г. Финансовый кризис сопровождался сбросом государственных ценных бумаг нерезидентами, их уходом с российского рынка ценных бумаг. Чтобы удержать нерезидентов, Банк России увеличивал доходность государственных ценных бумаг, повышая ставки рефинансирования, что в свою очередь привело к росту расходов по обслуживанию государственного долга и в конечном счете к краху пирамиды государственных ценных бумаг. Выпуск ГКО и ОФЗ был приостановлен в июле 1998 г. и возобновлен в декабре 1999 г.