Взаимодействие единого социального налога с внебюджетными фондами государства
Реформирование системы финансов Российской Федерации, начатое в конце двадцатого века, привело к появлению нового звена общегосударственной системы финансов – внебюджетных фондов.
Государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации России и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера.
Внебюджетные фонды – одна из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели. С их помощью можно решить ряд задач:
-оказание социальной помощи и услуг населению путем выплаты
денежных пособий, единовременной помощи;
-обеспечение восстановления и сохранения трудоспособности;
-оказание социальных услуг населению путем
финансирования учреждений социальной инфраструктуры
-финансирование пенсионного обеспечения.
Правовой основой образования государственных целевых фондов является прежде всего Конституция Российской Федерации и Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР» от 10 октября 1991 года № 1734-1. Право на социальное обеспечение граждан России записано в статье 39 Конституции РФ: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом».
Государственные целевые внебюджетные фонды имеют самостоятельные источники их формирования, обособленные от источников формирования бюджета РФ и региональных бюджетов; это: специальные налоги, сборы, ассигнования из центрального и местных (региональных) бюджетов, специальные займы, добровольные поступления. Средства могут поступать и за счет капитализации части временно свободных средств внебюджетных фондов (покупка ценных бумаг, инвестирование).
По срокам действия специальные фонды подразделяются на постоянные и временные, которые прекращают свое существование после выполнения возложенных на них задач.
По принадлежности – на государственные, местные и межгосударственные фонды. Среди межгосударственных фондов наибольшее значение имеют Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, бюджетная комиссия Европейских сообществ.
Контроль за рациональным и целевым расходованием средств государственных (федеральных) целевых фондов осуществляет Министерство финансов РФ.
По целям ведущую роль заняли социальные внебюджетные фонды, на основе положений о фондах, утвержденных законодательными органами, либо положений, утвержденных органами исполнительной власти в соответствии с законами. При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались с большим напряжением. Одновременно с социальными были созданы другие внебюджетные фонды. Впоследствии, исчерпав положенный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив определенную автономность таких фондов. Они включаются в бюджет отдельными статьями, то есть трансформировались в целевые бюджетные фонды. Социальные фонды сохранили статус внебюджетных.
Переход к рыночным отношениям в России осложнился глубоким процессом, который поразил все сферы и отрасли экономики, привел к спаду промышленного и сельскохозяйственного производства, объем которого за девяностые годы упал более чем в два раза. Кризис продолжался: не спадали темпы инфляции, на протяжении ряда лет наблюдался дефицит государственного бюджета, вырос внутренний и внешний долг страны. На протяжении всех лет реформ идет неуклонное снижение реальных денежных доходов населения. Особенно ощутимое падение их произошло в результате августовского кризиса 1998 года[Евмененко Т.О. (15)].