Анализ безубыточности инвестиционного проекта
• точку пересечения прямой выручки от реализации и прямой общих издержек принято называть точкой безубыточности (точкой перелома), пройдя которую, предприятие станет прибыльным; нижний левый треугольник характеризует зону убытков, а верхний правый — зону прибыли;
• прямая линия, параллельная оси абсцисс, показывает постоянные издержки, а линия, параллельная прямой общих издержек, — переменные издержки.
Одним из важных аспектов управления производством является оценка последствий повышения (снижения) цены изделия. Например, насколько больше потребуется реализовать единиц продукции, чтобы увеличить или сохранить прибыль при падении цены на 100 руб.?
Используя этот простой параметр, можно быстро получить ответ на поставленный вопрос. В приведенном выше примере новое значение точки безубыточности в случае снижения цены продукта на 100 руб. будет равно:
На графике снижение цены продукта повлечет за собой колебание угла наклона объема прямой выручки от реализации, и можно проследить, как эти изменения скажутся на величине прибыли (она снизится). С помощью анализа безубыточности можно рассчитать уровень диапазона безопасности, который является одним из параметров измерения предпринимательского риска. Чем меньше значение резерва безопасности (запаса финансовой прочности), тем выше риск попадания в зону убытков.
Пример
Планируемый объем продаж составляет 24 000 тыс. руб. (2000 изделий х 12 тыс. руб.). Критический объем производства определен на уровне 1500 изделий в год, а объем продаж 18 000 тыс. руб. (1500 изд. х 12 тыс. руб.). Тогда запас финансовой прочности (ЗФП) предприятия составит:
ЗФП= 24 000 - 18 000/24 000 х 100 = 25% (при рекомендуемом значении показателя в 10%).
При производстве и реализации ряда изделий необходимо учитывать, что они имеют неодинаковые цены и переменные издержки и, следовательно, различаются по доле взносов в покрытие общих затрат. В данном случае точка безубыточности зависит от удельного веса каждого изделия в общем объеме продаж.
Последовательность расчета такова:
1.Определяют долю каждого товара в объеме продаж.
2.Устанавливают суммарный взвешенный доход.
Ограничение: доля продуктов в объеме продаж в расчетном периоде постоянна. Пример
Пример
Предприятие производит три изделия (№ 1-3), данные по которым представлены в табл. 10.11.
Таблица 10.11
Расчет маржинального дохода по трем изделиям
Показатели |
Изделия |
Всего | ||
№1 |
№2 |
№3 | ||
1. Объем продаж, тыс. руб. |
8000 |
14000 |
6000 |
28000 |
2. Удельный вес в объеме продаж каждого изделия, % |
35 |
40 |
25 |
100 |
3. Переменные издержки, тыс. руб. |
3200 |
7000 |
1600 |
11800 |
4. Маржинальный доход (стр. 1 - стр. 3), тыс. руб. |
4800 |
7000 |
4400 |
16200 |
5. Доля маржинального дохода в объеме продаж, % |
60,0 |
50,0 |
73,3 |
57,9 |
6. Постоянные издержки на три изделия, тыс. руб. |
- |
- |
- |
6000 |
7. Прибыль на три изделия, тыс. руб. |
- |
- |
- |
5800 |