Анализ безубыточности инвестиционного проекта

• точку пересечения прямой выручки от реализации и прямой общих издер­жек принято называть точкой безубыточности (точкой перелома), пройдя которую, предприятие станет прибыльным; нижний левый треугольник ха­рактеризует зону убытков, а верхний правый — зону прибыли;

• прямая линия, параллельная оси абсцисс, показывает постоянные издерж­ки, а линия, параллельная прямой общих издержек, — переменные издержки.

Одним из важных аспектов управления производством является оценка по­следствий повышения (снижения) цены изделия. Например, насколько больше потребуется реализовать единиц продукции, чтобы увеличить или сохранить при­быль при падении цены на 100 руб.?

Используя этот простой параметр, можно быстро получить ответ на постав­ленный вопрос. В приведенном выше примере новое значение точки безубыточ­ности в случае снижения цены продукта на 100 руб. будет равно:

На графике снижение цены продукта повлечет за собой колебание угла накло­на объема прямой выручки от реализации, и можно проследить, как эти измене­ния скажутся на величине прибыли (она снизится). С помощью анализа безубы­точности можно рассчитать уровень диапазона безопасности, который является одним из параметров измерения предпринимательского риска. Чем меньше зна­чение резерва безопасности (запаса финансовой прочности), тем выше риск по­падания в зону убытков.

Пример

Планируемый объем продаж составляет 24 000 тыс. руб. (2000 изделий х 12 тыс. руб.). Критический объем производства определен на уровне 1500 изделий в год, а объем продаж 18 000 тыс. руб. (1500 изд. х 12 тыс. руб.). Тогда запас финансовой прочно­сти (ЗФП) предприятия составит:

ЗФП= 24 000 - 18 000/24 000 х 100 = 25% (при рекомендуемом значении пока­зателя в 10%).

При производстве и реализации ряда изделий необходимо учитывать, что они имеют неодинаковые цены и переменные издержки и, следовательно, различаются по доле взносов в покрытие общих затрат. В данном случае точка безубыточности зависит от удельного веса каждого изделия в общем объеме продаж.

Последовательность расчета такова:

1.Определяют долю каждого товара в объеме продаж.

2.Устанавливают суммарный взвешенный доход.

Ограничение: доля продуктов в объеме продаж в расчетном периоде постоянна. Пример

Пример

Предприятие производит три изделия (№ 1-3), данные по которым представлены в табл. 10.11.

Таблица 10.11

Расчет маржинального дохода по трем изделиям

Показатели

Изделия

Всего

№1

№2

№3

1. Объем продаж, тыс. руб.

8000

14000

6000

28000

2. Удельный вес в объеме продаж каждого изделия, %

35

40

25

100

3. Переменные издержки, тыс. руб.

3200

7000

1600

11800

4. Маржинальный доход (стр. 1 - стр. 3), тыс. руб.

4800

7000

4400

16200

5. Доля маржинального дохода в объеме продаж, %

60,0

50,0

73,3

57,9

6. Постоянные издержки на три изделия, тыс. руб.

-

-

-

6000

7. Прибыль на три изделия, тыс. руб.

-

-

-

5800

Перейти на страницу: 1 2 3