Критерии эффективности инвестиционных решений
По принятой в России методологии заказчикам (застройщикам) рекомендуют оценивать следующие виды эффективности реальных инвестиций:
• результативность проекта в целом;
• эффективность участия в проекте.
Отметим, что инвестиционный проект представляет собой обоснование экономической целесообразности, объемов и сроков проведения капитальных вложений, включая необходимую документацию, разрабатываемую в соответствии с принятыми в России стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по реализации инвестиций (бизнес-план).
Оценка проекта — процедура, возникающая на разных стадиях его жизненного цикла, связанная со сравнением фактических и планируемых показателей для принятия эффективных управленческих решений. Эффективность проекта в целом оценивают для определения его потенциальной привлекательности для возможных участников и поиска источников финансирования. Она включает:
• общественную (социально-экономическую) эффективность;
• коммерческую эффективность.
Показатели общественной эффективности отражают социальные последствия реализации проекта для общества в целом, включая «внутренние» и «внешние» результаты. Результатом проекта является генерируемый им доход, поступающий в распоряжение государства (в форме налогов) и участников. Целью отдельных проектов может быть получение общественных благ. Они представляют собой работы и услуги, потребление которых одними субъектами препятствует их потреблению другими. Поэтому они не принимают участия в рыночном обороте. Примерами таких благ являются защита безопасности границ государства, знания, культура и здоровье граждан.
На общественную эффективность проекта влияют внешние факторы:
• увеличение рыночной стоимости жилых домов (квартир в них) в результате сооружения в непосредственной близости от них крупных промышленных предприятий, автодорог, станций метрополитена, торговых центров, автозаправочных станций и др.;
• рост дохода сельскохозяйственных предприятий вследствие строительства новых автодорог в сельской местности (например, за счет снижения потерь завозимых удобрений и горюче-смазочных материалов, быстрого вывоза на элеваторы собранного урожая зерновых культур и т. д.);
• понижение оборотных активов отправителей или получателей грузов в результате реализации транспортными организациями проектов, повышающих среднюю скорость движения грузовых автомобилей и соответственно снижающих время на перевозку грузов и др.
При определении показателей общественной эффективности инвестиционного проекта целесообразно:
• в денежных потоках отразить стоимостную оценку последствий реализации проекта в других отраслях народного хозяйства, в социальной и экологической сферах;
• в составе оборотных активов учесть только материальные запасы и резервы денежных средств;
• исключить из притока и оттока денежных средств по текущей и финансовой деятельности их составляющие, связанные с получением и погашением кредитов и процентов по ним, предоставленные субсидии, дотации, налоговые и иные трансфертные платежи, при которых финансовые ресурсы передают от одного участника проекта (включая государство) другому;
• произведенную продукцию (услуги) и затрачиваемые ресурсы оценить в специальных экономических ценах. Расчет данных цен предполагает исключение из состава рыночных цен всех искажений свободного рынка (влияния монополистов, трансфертных платежей и др.) и добавление неучтенных в рыночных ценах внешних эффектов и общественных благ;
• импортозамещающую продукцию, импортируемые материалы и оборудование оценить в ценах замещаемой продукции плюс затраты на страхование и доставку;
• товары, предназначенные к реализации на внутреннем рынке, а также инфраструктурные услуги (затраты на электроэнергию, газ, воду, транспорт) учесть на базе рыночных цен с НДС.