Анализ рентабельности отдельных изделий
Важным аспектом анализа является определение влияния рентабельности отдельных изделий на общую доходность продукции (объем продаж).
Такой анализ позволяет установить влияние выпуска отдельных изделий на общую рентабельность продаж, а также оценить рациональность структуры реализации. Анализ проводят в следующей последовательности.
1.Определяют удельный вес каждого вида продукции в объеме реализации.
2.Рассчитывают индивидуальные показатели рентабельности отдельных видов продукции.
3.Устанавливают влияние доходности отдельных изделий на средний уровень по всей реализованной продукции путем умножения индивидуальной доход ности на долю изделия в общем объеме реализации.
4.Определяют влияние, связанное с изменением индивидуальной доходности выпускаемых изделий, путем умножения разницы между рентабельностью отчетного и базисного периода на долю изделий в отчетном периоде.
5.Устанавливают влияние суммарного фактора путем умножения рентабельности базисного периодов на разность удельного веса отчетного и базисного периодов.
Информационной базой для такого анализа являются данные бухгалтерского учета при условии налаженной системы аналитического учета по видам продукции. Расчет влияния рентабельности отдельных изделий на доходность продаж представлен в табл. 7.16.
Таблица 7.16
Расчет влияния рентабельности отдельных изделий на доходность продаж
Изделия |
Рентабельность, % |
Доля объема реализации, доли единицы |
Влияние на рентабельность продаж | ||||||
базисный год |
отчетный год |
отклонение (+ или -) |
базисный год |
отчетный год |
отклонение (+ или -) |
базисный изделия год |
отчетный год |
отклонение (+ или -) | |
№ 1 |
10,5 |
13 |
+2,5 |
0.36 |
0.30 |
-0.06 |
-0.63 |
+0.75 |
+0.12 |
№2 |
8,3 |
7,1 |
-1.2 |
0.28 |
0.28 |
- |
- |
-0.336 |
-0.336 |
№ 3 |
7,8 |
3,4 |
-4.4 |
0.27 |
0.22 |
-0.05 |
-0.39 |
-0.968 |
-1.358 |
№ 4 |
31,1 |
21,5 |
-9.6 |
0.09 |
0.20 |
+0.11 |
3.421 |
-1.92 |
+1.501 |
Итого |
11.009 |
10.936 |
-0.073 |
1.0 |
1.0 |
- |
2.401 |
-2.474 |
-0.073 |