Требования, предъявляемые к аналитической информации
Аналитическая информация имеет большое значение для принятия обоснованных финансовых и инвестиционных решений. Поэтому и в странах с развитой рыночной экономикой, и в России ее регулированию уделяют большое внимание. В частности, разработаны принципы и стандарты финансового (бухгалтерского) учета и отчетности, на основе которых определяют рейтинги компаний и их инвестиционную привлекательность на рынке капитала. Несмотря на национальные различия этих стандартов, наиболее важным общим свойством их является то, что они призваны обеспечивать поток достоверной информации между хозяйствующим субъектом и финансовым рынком, включая коллективных и индивидуальных инвесторов. Финансовый директор должен знать, какие корректировки следует вносить в существующие формы бухгалтерской отчетности и какие дополнительные показатели необходимо определить, чтобы иметь полную информацию о финансово-экономическом состоянии своего предприятия.
Основные требования, предъявляемые к финансовой информации внешнего характера, следующие:
• полезность;
• уместность;
• достоверность;
• нейтральность;
• понятность;
• сопоставимость.
Полезность информации для пользователей означает возможность ее применения для принятия обоснованных деловых решений по совершению коммерческих сделок. Уместность подтверждает, что данная информация значима и оказывает существенное влияние на решение, принимаемое пользователем. Информацию считают уместной, если она обеспечивает возможности для проведения ретроспективного, текущего и прогнозного анализа, т. е. разработки прогноза будущих решений пользователя. Уместность предполагает также своевременность поступления данной информации в установленные сроки, иначе она утрачивает свою значимость.
Достоверность информации определяют ее правдивостью, возможностью проверки и документальной обоснованностью, а также нейтральностью данных. Информацию считают правдивой, если она не содержит ошибок и пристрастных оценок, а также не приукрашивает события хозяйственной жизни. Нейтральность информации предполагает, что бухгалтерская отчетность не зависит от интересов какой-то одной группы пользователей. Каждый пользователь может получить из отчетных форм интересующие его сведения в необходимом объеме.
Понятность означает, что пользователи могут понять содержание бухгалтерской отчетности без специальной профессиональной подготовки. Сопоставимость предполагает, что последовательность использования методов бухгалтерского учета на данном предприятии сохраняется и тем самым обеспечивается сопоставимость данных о деятельности организации за ряд отчетных периодов. Составление финансовой (бухгалтерской) отчетности в условиях рыночных отношений основано на ряде принципов, которые и делают ее действенным инструментом финансового управления. К базовым принципам бухгалтерского учета относятся:
1.Принцип двойной записи — обеспечивает запись каждой хозяйственной операции дважды: в дебет одного счета и в кредит другого.
2.Принцип экономической единицы учета — хозяйственная единица, представленная в отчетности, отделяется от ее собственников или других хозяйственных единиц.
3.Принцип периодичности — предприятие периодически отчитывается перед заинтересованными организациями о результатах своей хозяйственно-финансовой деятельности за соответствующие периоды (квартал, полугодие, девять месяцев и год).