Методы финансового анализа
Отдельные компании часто используют показатель ROIC для оценки деятельности своих филиалов, часто называя его прибылью на задействованный капитал (ROCE), или «чистые активы» (активы минус текущие обязательства). Данный параметр применим только в тех случаях, когда руководство филиала оказывает важное влияние на принятие решений о приобретении активов, о кредитной политике (счета к получению), о распоряжении наличностью и уровне его краткосрочных обязательств.
Прибыль на инвестированный капитал (ROI) равна чистой прибыли, деленной на инвестиции. Коэффициент ROI можно рассматривать как совокупный результат двух факторов: рентабельности продаж и использования инвестиций:
(6)
Каждый из двух терминов с правой стороны уравнения (6) имеет особый экономический смысл. Чистая прибыль, деленная на объем продаж, выражает экономическую рентабельность проданных товаров (ROS).
Второй показатель — объем продаж, деленный на инвестиции, — характеризует оборачиваемость последних. Эти отношения показывают два основных пути улучшения данного показателя (ROI). Во-первых, этого можно добиться повышением нормы прибыли. Во-вторых, данный показатель может быть улучшен за счет увеличения оборачиваемости инвестиций. В свою очередь оборачиваемость последних можно повысить, либо увеличив объем продаж, сохранив неизменной сумму инвестиций, либо снизив объем инвестиций, необходимых для поддержания заданной величины объема продаж.
В дополнение к удовлетворительной норме прибыли инвесторы хотели бы, чтобы их капитал был защищен от финансового риска. Прибыль на акционерный капитал (ROE) могла бы быть повышена, если бы дополнительное инвестирование в новые проекты достигалось исключительно за счет долговых обязательств. Конечно, при условии, что прибыль на эти дополнительные инвестиции должна превышать расходы по выплате процентов по данным обязательствам.
Однако подобная инвестиционная политика повысила бы риск утраты акционерами своих вложений, так как выплаты по процентам и основной суммы долга фиксированы, и их неуплата неизбежно приведет предприятие к банкротству. Степень риска в каждом случае может быть измерена относительными размерами сумм обязательств и акционерного капитала и средств, выделенных на погашение обязательств. Этот анализ также требует использования финансовых коэффициентов.
В дополнение к перечисленным методам на практике широкое распространение получили и другие модели[4]:
• корреляционно-регрессионный анализ;
• проектный анализ;
• ипотечно-инвестиционный анализ;
• портфельный анализ;
• имитационный анализ;
• анализ инвестиционных проектов на чувствительность;
• функционально-стоимостной анализ и др.
Параметры, определенные и интерпретированные с помощью какой-либо из приведенных моделей анализа, не представляют полной информации. Поэтому они не могут выступать в качестве единственного критерия для принятия управленческих решений администрацией предприятия без обоснования причин изменения исследуемых показателей.
Целесообразно использовать все методы анализа для наиболее объективной оценки сложившегося финансово-экономического состояния предприятия и определения стратегии и тактики его развития.