Роль финансового анализа в принятии управленческих решений

Финансовый анализ является важным составным элементом финансового менедж­мента. Финансовый менеджмент — это искусство управления финансами предпри­ятий и корпораций, т. е. денежными отношениями, связанными с формированием и использованием их капитала, доходов и денежных потоков. Он осуществляется путем разработки рациональной финансовой стратегии и тактики с помощью диаг­ностики внутренней и внешней экономической среды.

Финансовая стратегия — сложная многофакторная модель действий и мер, не­обходимых для достижения поставленных целей в общей концепции развития предприятия.

Необходимость разработки финансовой стратегии обусловлена рядом обстоя­тельств:

• диверсификацией деятельности предприятия на товарном и финансовом рынках;

• потребностью в изыскании дополнительных источников финансирования;

• наличием единой конечной цели финансово-хозяйственной деятельности, которая состоит в оптимизации стоимости (цены) капитала компании;

• развитием мирового финансового рынка.

Финансовая стратегия определяет финансовые цели и способы их достижения с помощью проведения определенной кредитной, эмиссионной, дивидендной и инвестиционной политики.

Финансовая стратегия как система долгосрочных целей предприятия опреде­ляется его финансовой идеологией (например, стремлением максимизировать до­ходность хозяйственных операций и минимизировать коммерческие риски и др.).

Диагностика внутренней среды включает в себя разработку мер по эффектив­ному управлению активами, собственным и заемным капиталом предприятия.

Анализ внешней среды осуществляют по следующим параметрам:

• изучение цен на товары и услуги;

• изучение ставок налогообложения и процентных ставок по банковским кре­дитам и депозитам, курса эмиссионных ценных бумаг;

• изучение деятельности конкурентов на товарном и финансовом рынках и др.

В результате проведенного анализа выявляют возможные альтернативные ре­шения и осуществляют их оценку на предмет реализации.

Реальность принимаемых решений в значительной мере зависит от качества их аналитического обоснования. Введение с 01.01.2000 г. (с изменениями и до­полнениями с 01.01.2004 г.) нового порядка учета доходов и расходов, а также прибыли предприятий, приближение форм бухгалтерской (финансовой) отчетно­сти к требованиям международных стандартов вызывают необходимость использования методики финансового анализа, соответствующей условиям рыночной экономики. Данная методика важна для обоснования выбора делового партнера, определения степени финансовой устойчивости, доходности и деловой активно­сти предприятия в условиях предпринимательского риска. Основным источником информации о финансовой деятельности предприятия является публичная бухгалтерская отчетность. Она базируется на обобщении данных регистров бух­галтерского учета.

Субъектами анализа являются экономические службы, а также заинтересован­ные в его деятельности внешние пользователи информации. Каждый субъект анализа изучает информацию, исходя из своих интересов. Например, собственни­кам важно установить эффективность использования активов собственного и заем­ного капитала предприятия, их способность генерировать максимальный объем дохода (прибыли). Акционеров (собственников) компании интересует также раз­мер дивидендов, выплачиваемых из чистой прибыли.

Персонал заинтересован в информации о прибыльности и стабильности дея­тельности предприятия как работодателя с целью иметь гарантированную оплату труда и рабочее место. Банки-кредиторы заинтересованы в информации, позволя­ющей определить целесообразность предоставления кредитов, условия их выда­чи, оценить риск по возврату кредитов и уплате процентов. Заимодавцев, предо­ставляющих долгосрочные ссуды клиентам, интересует ликвидность предприятия не только по краткосрочным обязательствам, но и его платежеспособность с по­зиции ее сохранения в будущем.

Перейти на страницу: 1 2 3