Роль финансового анализа в принятии управленческих решений
Финансовый анализ является важным составным элементом финансового менеджмента. Финансовый менеджмент — это искусство управления финансами предприятий и корпораций, т. е. денежными отношениями, связанными с формированием и использованием их капитала, доходов и денежных потоков. Он осуществляется путем разработки рациональной финансовой стратегии и тактики с помощью диагностики внутренней и внешней экономической среды.
Финансовая стратегия — сложная многофакторная модель действий и мер, необходимых для достижения поставленных целей в общей концепции развития предприятия.
Необходимость разработки финансовой стратегии обусловлена рядом обстоятельств:
• диверсификацией деятельности предприятия на товарном и финансовом рынках;
• потребностью в изыскании дополнительных источников финансирования;
• наличием единой конечной цели финансово-хозяйственной деятельности, которая состоит в оптимизации стоимости (цены) капитала компании;
• развитием мирового финансового рынка.
Финансовая стратегия определяет финансовые цели и способы их достижения с помощью проведения определенной кредитной, эмиссионной, дивидендной и инвестиционной политики.
Финансовая стратегия как система долгосрочных целей предприятия определяется его финансовой идеологией (например, стремлением максимизировать доходность хозяйственных операций и минимизировать коммерческие риски и др.).
Диагностика внутренней среды включает в себя разработку мер по эффективному управлению активами, собственным и заемным капиталом предприятия.
Анализ внешней среды осуществляют по следующим параметрам:
• изучение цен на товары и услуги;
• изучение ставок налогообложения и процентных ставок по банковским кредитам и депозитам, курса эмиссионных ценных бумаг;
• изучение деятельности конкурентов на товарном и финансовом рынках и др.
В результате проведенного анализа выявляют возможные альтернативные решения и осуществляют их оценку на предмет реализации.
Реальность принимаемых решений в значительной мере зависит от качества их аналитического обоснования. Введение с 01.01.2000 г. (с изменениями и дополнениями с 01.01.2004 г.) нового порядка учета доходов и расходов, а также прибыли предприятий, приближение форм бухгалтерской (финансовой) отчетности к требованиям международных стандартов вызывают необходимость использования методики финансового анализа, соответствующей условиям рыночной экономики. Данная методика важна для обоснования выбора делового партнера, определения степени финансовой устойчивости, доходности и деловой активности предприятия в условиях предпринимательского риска. Основным источником информации о финансовой деятельности предприятия является публичная бухгалтерская отчетность. Она базируется на обобщении данных регистров бухгалтерского учета.
Субъектами анализа являются экономические службы, а также заинтересованные в его деятельности внешние пользователи информации. Каждый субъект анализа изучает информацию, исходя из своих интересов. Например, собственникам важно установить эффективность использования активов собственного и заемного капитала предприятия, их способность генерировать максимальный объем дохода (прибыли). Акционеров (собственников) компании интересует также размер дивидендов, выплачиваемых из чистой прибыли.
Персонал заинтересован в информации о прибыльности и стабильности деятельности предприятия как работодателя с целью иметь гарантированную оплату труда и рабочее место. Банки-кредиторы заинтересованы в информации, позволяющей определить целесообразность предоставления кредитов, условия их выдачи, оценить риск по возврату кредитов и уплате процентов. Заимодавцев, предоставляющих долгосрочные ссуды клиентам, интересует ликвидность предприятия не только по краткосрочным обязательствам, но и его платежеспособность с позиции ее сохранения в будущем.