Общая характеристика финансовой деятельности
Если предприятие реализует инвестиционные проекты, то доходы и расходы по ним должны быть определены с учетом темпа инфляции, ставки дисконтирования, уровня риска и возможных ошибок в проектных расчетах. В любом случае, уровень рентабельности проектов должен быть выше цены капитала (собственного или заемного), привлекаемого для их финансирования.
В той или иной ситуации предприятие должно постоянно следить за своим положением на товарном и финансовом рынках и обеспечивать конкурентоспособность товаров (продукции, работ, услуг).
Важная роль в финансово-хозяйственной деятельности предприятий принадлежит методам экономической диагностики. Финансовый метод можно определить как способ воздействия денежных отношений на хозяйственный процесс.
Финансовые методы действуют в двух основных направлениях:
1.По линии управления движением финансовых ресурсов.
2.По линии коммерческих (рыночных) отношений, связанных с измерением затрат и результатов, с материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных ресурсов.
Рыночное содержание в финансовые методы вкладывают не случайно. Это обусловлено тем, что содержание финансов в сфере производства и обращения товаров тесно связано с коммерческим расчетом. Последний отражает способ ведения хозяйства путем соизмерения в денежной (стоимостной) форме затрат и результатов хозяйственной деятельности предприятия. Целью коммерческого расчета является извлечение приемлемой прибыли при минимальных затратах всех видов ресурсов (материальных, трудовых и денежных) в условиях жесткой конкуренции между товаропроизводителями.
Реализация данной цели требует соизмерения вложенного капитала с финансовыми результатами производственно-торговой деятельности.
Возможные критерии такого соизмерения:
1.Максимум дохода или прибыли на рубль вложенного капитала.
2.Минимум денежных расходов и финансовых потерь.
3.Минимизация риска хозяйственных операций и др.
К финансовым методам можно отнести:
• планирование (оперативное и текущее);
• прогнозирование важнейших финансовых показателей (объема продаж, прибыли, доходности и др.);
• инвестирование капитала;
• самофинансирование;
• материальное стимулирование и ответственность;
• систему безналичных денежных расчетов;
• страхование имущества и самострахование (образование финансовых резервов);
• залоговые операции;
• трансфертные операции;
• операции по доверительному управлению имуществом;
• финансовую аренду (лизинг);
• факторинг;
• форфейтинг;
• операции с производственными финансовыми инструментами на срочном рынке и т. д.
Например, кредитование — это финансовый метод, который воздействует на результаты финансовой деятельности через такие финансовые инструменты, как кредит и процентная ставка.
Согласно теории финансового менеджмента финансовые методы разделяют на три большие группы:
1.Общеэкономические.
2.Прогнозно-аналитические.
3.Специальные.
В первую группу включают: кредитование, ссудно-заемные операции, систему безналичных денежных расчетов, страхование и самострахование, залоговые, трастовые, трансфертные и иные операции.
Ко второй группе относят: финансовое и налоговое планирование, прогнозирование, моделирование, бюджетирование капитала, доходов и расходов.
Третья группа включает следующие методы: лизинг, факторинг, форфейтинг, форвардные, опционные, фьючерсные и другие финансовые операции.
С помощью финансовых методов осуществляют воздействие на объекты управления финансами: источники финансовых ресурсов, их распределение и использование, инвестиции, денежные потоки и др.
Эффективная организация финансовой деятельности невозможна без умения анализировать происходящие хозяйственные процессы. Если аналитическая работа поставлена грамотно, то предприятие способно быстро отреагировать на возможные негативные обстоятельства.
Финансовый анализ призван выявить сильные и слабые стороны финансово-хозяйственной деятельности организации. Анализ финансового состояния — важный этап разработки ее финансовой стратегии и тактики, так как делает возможным установить отклонения показателей от среднеотраслевых и более сильных конкурентов. Он позволяет также принимать более обоснованные управленческие решения.
Для проведения качественного финансового анализа необходимо:
• владеть его инструментарием;
• иметь соответствующее информационное обеспечение;
• располагать квалифицированным штатом аналитиков.
Следовательно, на базе финансового анализа осуществляют не только оперативное управление производственно-торговым процессом, но и прогнозируют финансовые последствия тех или иных хозяйственных операций, связанных с формированием и регулированием активов и капитала, доходов и расходов, прибыли и рентабельности производства и продаж.