Налоговая политика и ее влияние на формирование доходной базы бюджета

Налоги выступают главной формой мобилизации государственных доходов в странах с рыночной экономикой. В бюджетах центральных правительств они составляют от 70 до 90% всех доходов, в местных бюджетах доля налоговых доходов обычно составляет около половины. За счет налогов и сборов, перераспределяемых через государственный бюджет, формируется часть финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий (в Российской Федерации — унитарные предприятия) и ряда специальных фондов.

Доля национального дохода, перераспределяемого через систему налогов и сборов, зависит от задач и функций государства. В тех странах, где государство особенно активно осуществляет социальную политику (Скандинавские страны, Фракция, Германия и др.), доля огосударствляемого национального дохода, как правило, выше. На общий размер налоговых изъятий и их долю в национальном доходе значительно влияют такие факторы, как милитаризация, формы и методы государственного вмешательства в экономику, размеры государственной собственности.

Налоговое право представляет собой совокупность юридических норм, устанавливающих виды налогов и сборов в данном государстве, порядок их взимания и регулирующих отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств.

Налоговые отношения могут существовать только при наличии соответствующего законодательного или другого нормативного акта, т. е. форме правовых отношений. Основное содержание налогового правоотношения — одностороннее обязательство налогоплательщика внести в государственный бюджет определенную денежную сумму.

Налоговое право содержит специальные нормы, устанавливающие по каждому налогу субъектов налога (налогоплательщиков), объекты обложения (основания для взимания налога), ставку (норму) налога, порядок исчисления и взимания налога, сроки уплаты, льготы по налогу, ответственность плательщиков, порядок обжалования действий налоговых органов, связанных с исчислением и взиманием налога (элементы налогообложения).

Субъектами налоговых правоотношений являются налоговые и иные государственные органы, налогоплательщики (юридические и физические лица), а также представители налогоплательщиков, налоговые агенты и иные лица, обязанности которых установлены налоговым законодательством. По российскому законодательству налогоплательщики — это физические и юридические лица независимо от организационно-правовых форм. До введения в действие ч. 1 НК РФ самостоятельными налогоплательщиками по ряду налогов признавались также филиалы и представительства юридических лиц. Кроме того, налоговые агенты не выделялись в качестве самостоятельных участников налоговых правоотношений. Понятие «налоговый агент» не использовалось в актах налогового законодательства.

Физические лица как субъекты налоговых правоотношений могут иметь различный налоговый статус в зависимости от времени пребывания на территории Российской Федерации (резидент или нерезидент РФ для целей налогообложения), от особенностей деятельности (могут иметь, а могут не иметь налоговый статус индивидуальных предпринимателей). Физические лица могут быть плательщиками налогов и сборов, налоговыми агентами, представителями налогоплательщиков.[4]

Систему налогового права в Российской Федерации составляет законодательство о налогах и сборах, представляющее собой совокупность актов законодательства, регламентирующего порядок и правила установления, введения и взимания налогов и сборов на территории Российской Федерации. Оно подразделяется на: законодательство РФ о налогах и сборах (федеральное), законодательство субъектов РФ о налогах и сборах (региональное) и нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

Перейти на страницу: 1 2