Введение

Основополагающими целями экономической политики России являются: достижение экономического роста и полной занятости; улучшение жизненных стандартов широких слоев населения; стабильность уровня цен, устойчивость валюты и внешнеэкономическое равновесие. Достижение этих целей в значительной мере связано с состоянием дел и перспективами развития конкурентоспособного малого предпринимательства.

Формирование конкурентной среды определяется множеством факторов, действующих на микро - и макроуровне. Современная макроэкономическая ситуация в России весьма противоречива. Она ориентирована на первоочередное подавление инфляции и поиск средств для дефицитного бюджета и далека от реального стимулирования долгосрочных инвестиций в развитие производства, что естественно и сдерживает реальное эффективное использование антимонопольных мер, диверсификацию производства, инновационное и венчурное предпринимательство. Между тем, последнее и является питательной средой развития малого предпринимательства. К негативным явлениям следует добавить то, что предприятия страны получили в наследство от административно-командной системы традиции специфических условий нерыночного поведения предприятий. Сложное положение предприятий в современных условиях усугубляется особенностями формирования рынка, которое характеризуется, во-первых, высокой степенью специализации для многих передовых технологических отраслей промышленности, во-вторых, закрепленностью отдельных производителей за определенными регионами, в-третьих, локализацией хозяйственных связей, обусловленной резким ростом транспортных тарифов. В этих специфических условиях формирования рынка характеристика степени развитости конкурентности малого бизнеса выглядит неутешительно

Современный этап функционирования малого предпринимательства все еще не стал действительным инструментом решения макроэкономических задач экономического роста, политики занятости, научно-технического прогресса. Такая ситуация объясняется особенностями общего состояния отечественной экономики, которое характеризуется необходимостью преодоления тяжелейшего кризиса, падением производства, инвестиционным голодом, развалом системы хозяйственных связей. Обеспечение конкурентоспособности малого предпринимательства возможно только при выработке соответствующих адекватных направлений экономической политики. Известно, что субъектами экономической политики являются государство и его институты, а также общественные и негосударственные институты.

Одной из экономических функций государства является правовое и организационное закрепление новых производственных отношений. В этом смысле его значение для укрепления малого предпринимательства велико. Здесь возможны два варианта поддержки государством малого предпринимательства. Первый вариант - широкое государственное регулирование деятельности малых предприятий в сочетании с протекционистской политикой в их пользу. Второй вариант - умеренное государственное регулирование рыночных условий с тем, чтобы формирующаяся конкуренция самостоятельно продиктовала "кому быть, а кому не быть" на рынке в качестве субъекта хозяйствования.

Развитие малого бизнеса становится одним из важнейших направлений экономических преобразований в стране. Концепция его дальнейшего развития должна предусматривать как создание общих рыночных предпосылок - рыночной инфраструктуры, мотивационного механизма, так и специальную государственную систему поддержки. Именно поэтому разносторонняя поддержка сферы мелкого и среднего предпринимательства должна быть отнесена к числу ведущих целей