Планирование на уровне хозяйствующего субъекта.
Формы и методы планирования на уровне хозяйствующих субъектов зависят от их организационно-правовой формы, отраслевой принадлежности и других факторов. Для коммерческих организаций основным предполагаемым финансовым результатом деятельности является прибыль. В современных условиях России, характеризующихся относительно высоким уровнем инфляции, фактическим отсутствием регулирования цен, широким распространением предоплаты и бартера, сложно обеспечить точность прогнозирования, в том числе прогнозирования прибыли.
Выделяют различные типы финансовых планов: стратегические и текущие, долгосрочные и краткосрочные.
Стратегический финансовый план разрабатывается исходя из целей ведения бизнеса, с учетом макроэкономических процессов в экономике, финансовой политике государства, в том числе налоговой, таможенной политике; состояния и развития финансовых рынков, инвестиционных, инфляционных процессов и т.п.
Текущие финансовые планы разрабатываются с учетом прогнозных тенденций и в конечном итоге принимают форму баланса доходов и расходов предприятий.
Долгосрочные и краткосрочные планы отличаются не только масштабом, но и целями планирования. Если главной целью долгосрочного планирования является определение допустимых с позиции финансовой устойчивости темпов расширения фирмы, то целью краткосрочного является обеспечение постоянной платежеспособности предприятия.[3]
Как уже отмечено выше, финансовое планирование представляет собой процесс, включающий в себя различные этапы, элементы, процедуры и т.д.
Выделяют следующие этапы финансового планирования:
ü исследование финансовых результатов деятельности предприятия;
ü разработка прогнозных вариантов финансовых отчетов на основе изменения оперативных планов;
ü определение конкретной потребности предприятия в финансовых средствах для обеспечения выполнения плановых заданий;
ü прогнозирование структуры и источников финансирования, в том числе собственных источников и внешних источников финансирования;
ü создание и поддержание системы управления финансами предприятия;
ü разработка процедур оперативного изменения сформированных планов.
Современные методы планирования в качестве одного из подходов включают разработку бизнес-планов, представляющих собой по сути модели реализации определенной идеи, программы, проекта и т.д. Неотъемлемой частью бизнес-плана выступает финансовый план, в котором планы по маркетингу, оперативной деятельности, правам собственности и другим аспектам функционирования предприятия выражены в стоимостных показателях.
Финансовый план, равно как и собственно процесс его разработки, следует рассматривать как систему творческого анализа, обобщения и взаимоувязки финансовых показателей всех сторон деятельности и развития предприятия. Следует иметь в виду, что в процессе финансового планирования должны учитываться многие не формализуемые факторы, которые повышают жизнеспособность финансового обеспечения функционирования предприятия.
[3] См.: Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1999.
Формирование финансового плана субъекта хозяйствования
(коэффициент 1,6)
Расчет плановой суммы амортизационных отчислений.
Данные для расчета:
Всего основных фондов на балансе предприятия имелось на сумму 138080,0 тыс. руб.