Некумулятивные скидки
Некумулятивные скидки за объем разовой закупки призваны поощрять покупателей к приобретению как можно больших ; партий товаров. Логика таких действий фирмы-продавца состоит в том, что увеличение объема партий позволяет добиться экономии затрат на организации продаж, хранении, обработке документации и особенно транспортировке. Например, в практике планового ценообразования в СССР были предусмотрены скидки для покупателей черных металлов, если те приобретали партию металла, достаточную для полной загрузки железнодорожного вагона.
Соответственно верхней границей величины таких скидок выступает сумма экономии, получаемой фирмой-продавцом при увеличении объема единичной партии поставки. Сама же схема таких скидок может иметь, например, следующий вид:
Объем разово закупаемой партии товара, т |
Скидка с прейскурантной цены, % |
1-10 |
0,0 |
11-20 |
3,0 - |
21-30 |
4,0 |
31-40 |
5,0 |
Свыше 40 |
7,0 |
Величина минимальной партии закупки, при превышении которой покупатели получают право на скидку, должна определяться с использованием формул (6.2) и (6.3), т. е. таким образом, чтобы она обеспечивала превышение величины эффекта масштаба над величиной эффекта цены. Иными словами, прирост выигрыша фирмы в результате увеличения продаж после введения скидок должен превышать падение выигрыша в результате снижения фактической цены продажи каждой единицы товара в составе крупных партий.
Стоит также обратить внимание на необходимость учета при обосновании скидок всего комплекса экономических последствий их использования для покупателей. А эти последствия неоднозначны.
Дело в том, что, приобретая разово большую партию товара, покупатель одновременно:
— выигрывает за счет возможности приобретения каждой единицы товара в составе этой партии по пониженной цене;
— проигрывает за счет того, что вынужден увеличивать расходы на хранение таких больших партий.
В ряде случаев этот фактор оказывается столь существенным (например, при организации покупателем своей производственной деятельности на основе современных бесскладских систем материально-технического снабжения), что традиционные (некумулятивные) скидки за большой объем разовой закупки вообще теряют действенность.