Задачи в области стабилизации финансовой системы России в настоящий момент
Необеспеченность региональных и местных бюджетов естественными стабильными и значительными источниками финансирования при существенном усилении реальных властных полномочий субфедеральных субъектов.
Налоговая система не стимулирует повышение платежной дисциплины. Хуже того, использование метода учета производства продукции и дохода по поступлению выручки на расчетный счет привело к стремлению предприятий не получать средства в оплату поставленной продукции на расчетный счет, а использовать разнообразные схемы обналичивания и утаивания этих средств.
Слабая собираемость налогов и узкая база налогообложения [30].
Усложненность налоговой системы. На сегодня в России насчитывается вместе с местными более 100 видов налогов. Громоздкость налоговой системы выражается в том, что при отнесении тех или иных налогов к соответствующей группе, имеет значение не то, в какой бюджет зачислится платеж, а органом какого уровня государственного управления введен и регистрируется порядок уплаты данного налога.
Система не способствует эффективному функционированию налоговой системы и нецивилизованные действия государства, постоянно меняющего правила экономической игры. В условиях, когда ставки налогообложения меняются постоянно, никакая долгосрочная предпринимательская деятельность невозможна, так как государство выступает ненадежным экономическим партнером.
Налогоплательщик и налоговые органы поставлены в неравноправное положение.
Главным путем решения проблемы налоговой системы является дальнейшее совершенствование правового регулирования сферы налогообложения.
Задачи в области стабилизации положения финансовой системы исполняются различными компетентными органами, министерствами, ведомствами, банками. Специальная денежно-кредитная политика проводится Центробанком и Правительством РФ. Недавно принятой мерой явилось снижение ставки рефинансирования до 12%.
Необходимые мероприятия в рамках федеральной политики восстановления экономики и финансовой системы проводятся, в частности, и кредитными организациями.
Внешэкономбанк, начиная с осени 2008 года, в полном объеме и в соответствии с законом выполняет задачи по стабилизации финансовой системы России. По данным ИТАР-ТАСС, Президенту РФ Дмитрию Медведеву доложил об этом председатель госкорпорации Владимир Дмитриев.
«Мы уже получили решение министерства финансов и нашего наблюдательного совета о работе с 175 миллиардами рублей из Фонда национального благосостояния», - сообщил В.Дмитриев на встрече с главой государства в его загородной резиденции [31].
Он также отметил, что «ВЭБ и за счет собственных средств присутствует на рынке и решает эту задачу по стабилизации обстановки». «Это, правда, не входит в задачи, поставленные законом, - уточнил В.Дмитриев. - Мы участвуем в санировании двух крупных российских банков, входящих в 50 крупнейших российских банков. Это Связь-банк и Глобэксбанк».
«По Связь-банку мы в полном объеме использовали ресурс, который нам был предоставлен Центральным банком, - 2,5 миллиарда долларов», - добавил он. По его словам, эти средства пошли на «расшивку» платежей и обеспечили выполнение всех обязательств Связь-банка перед вкладчиками, перед юридическими лицами, в том числе бесперебойное перечисление пенсий. «А это - 15 миллионов пенсионеров, пенсии которых выплачиваются через систему Связь-банка», - сказал В.Дмитриев.
Таким образом, ВЭБ в полном объеме и в соответствии с законом и другими нормативными документами реализует задачи по стабилизации финансовой системы РФ, что неоднократно сообщал руководитель Внешэкономбанка [32].
Итак, можно сказать, что только при комплексном подходе к проблеме совершенствования и стабилизации финансовой системы России можно добиться желаемых результатов, т.е. сформировать современную социально ориентированную финансовую систему, исправно функционирующую в условиях рыночных отношений.