Общие основы существования внебюджетных фондов
Наиболее известной формой организации финансовых ресурсов в общегосударственном (территориальном) масштабе выступают государственный и местные бюджеты. Но ряд факторов обусловливает целесообразность параллельного использования и другой формы - внебюджетных фондов.
Ограниченность финансовых ресурсов в любой момент вызывает необходимость перераспределения финансовых ресурсов. Потребность в перераспределении существенно возрастает при сложном финансовом состоянии экономики. Государственный бюджет во многом способствует мобильности средств благодаря незакрепленности доходов за конкретными видами расходов. Однако нельзя допустить излишних переливов средств по статьям расходов; в частности, особую заботу вызывают социальные потребности, ибо всегда существует опасность урезания расходов именно на эти цели. Поэтому очень важно определить наиболее острые участки и обеспечить целевое направление и использование поступающих средств.
Решение названной задачи может быть достигнуто двумя способами: выделением из государственного или местного бюджета определенной целевой части или образованием по решению законодательного органа нового внебюджетного фонда с конкретным назначением. Сейчас используются оба способа. В соответствии с первым в составе бюджетов Российской Федерации вычленяются, например, земельные фонды.
Таким образом, внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности. В западных странах число таких фондов колеблется от 30 до 80 [2, стр.153].
В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные, в соответствии с уровнем управления - на государственные и региональные. С помощью внебюджетных фондов возможно:
· влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;
· обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;
· оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;
· предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.
Организация функционирования внебюджетных фондов находится в ведении государственных органов власти - центральных, республиканских и местных. Порядок их формирования и использования регламентируется соответствующим законодательством.
Источники формирования внебюджетных фондов во многом предопределяются характером и масштабностью задач, для реализации которых они создаются. На разнообразие источников и их величину оказывает влияние экономическое и финансовое положение страны на том или ином этапе развития.
Таким образом, источники формирования внебюджетных фондов имеют как относительно постоянный, так и временный характер. Они могут быть разными на территории государства, различаясь по административно-территориальным единицам [1, стр. 230].
Внебюджетные фонды по основным направлениям своей деятельности освобождены от уплаты налогов, государственных и таможенных пошлин.
На основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. органы власти в рамках законодательства РСФСР могут образовывать целевые внебюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих органов власти.
Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направления использования денежных фондов.
Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:
· запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;
· денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;