Экономическая природа и виды прибыли
- проанализировать влияние прибыли на формирование цен;
- определить какой метод установления цены будет применяться;
- дать оценку инфляционного ожидания.
В настоящее время в РФ в основном применяются свободные цены, величина которых определяется спросом и предложением. Переход к свободному ценообразованию сопровождался значительными инфляционными явлениями. Но для узкого круга товаров, производимых естественными монополиями (энергоносители, транспорт и т.д.), используется государственное регулирование цен.
Различают оптовые цены (предприятия, промышленности), отпускные и розничные.
Оптовая цена предприятия включает полную себестоимость и прибыль предприятия. По оптовым ценам продукция реализуется другим предприятиям или торгово-сбытовым организациям.
Оптовая цена промышленности включает оптовую цену предприятия, НДС и акцизы. По оптовым ценам промышленности продукция реализуется за пределы отрасли. При определении цены целесообразно применять цены-франко, что означает, до какого пункта покупатель свободен от расходов по доставке.
Отпускная цена предприятия включает оптовую цену плюс акциз на подакцизные товары.
По розничным ценам товары реализуются конечному потребителю - населению. Сущность, функции и виды прибыли, ее планирование распределение и использование
Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия и выполняет воспроизводственную, стимулирующую и контрольную функции.
Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Прибыль важный источник расширения производства и других внутрихозяйственных потребностей. Часть прибыли используется для материального стимулирования работающих и удовлетворения их социальных запросов.
Возрастает роль прибыли в формировании бюджетных, внебюджетных и благотворительных фондов.
Величина прибыли формируется под воздействием трех основных факторов:
- себестоимости продукции,
- объема реализации;
- уровня действующих цен на реализуемую продукцию.
Прибыль как конечный финансовый результат деятельности предприятий представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций. Она является объектом распределения и использования. Под распределением понимается направление ее в бюджет и по статьям использования на предприятии.
Различают следующие виды прибыли: прибыль от реализации, валовую (балансовую) прибыль, прибыль от внереализационных операций, налогооблагаемую и чистую прибыль.
Прибыль (убыток) от реализации определяется как разница между выручкой от реализации продукции в действующих ценах без НДС и акцизов и затратами на ее производство и реализацию.
Валовая прибыль является объектом налогообложения при уплате налога на прибыль и слагается из финансового результата от реализации продукции (работ, услуг), основных средств и имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на расходы по этим операциям.
Прибыль (убыток) от реализации основных фондов и имущества предприятий определяется как разница между выручкой от реализации этого имущества (за вычетом НДС) и остаточной стоимостью, скорректированной на коэффициент инфляции.
Финансовый результат от внереализационных операций определяется как доходы (убытки) за минусом расходов по внереализационной деятельности.
К внереализационным доходам относятся: доходы от долевого участия в деятельности других предприятий; проценты и дивиденды по ценным бумагам, принадлежащих предприятию; доходы от сдачи в аренду имущества; присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки за нарушение хозяйственных договоров; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; положительные курсовые разницы и доходы от других операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции.
В состав внереализационных расходов включаются: затраты по аннулированным производственным заказам; затраты на содержание законсервированных производственных мощностей; не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам; потери от уценки производственных запасов и готовой продукции; судебные издержки и арбитражные расходы; присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки за нарушение хозяйственных договоров; убытки о списания дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности; некомпенсируемые убытки от пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; убытки от хищений, виновники, которых не установлены; отрицательные курсовые разницы и другие.
Налогооблагаемая прибыль равна валовой прибыли, уменьшенной на сумму: