Необходимость и содержание налогового контроля
Налоговый контроль включает в себя следующие стадии:
-регистрация и учет налогоплательщиков;
-прием налоговой отчетности;
-осуществление камеральных проверок;
-начисление платежей к уплате;
-контроль за своевременной уплатой начисленных сумм;
-проведение выездных налоговых проверок;
-контроль за реализацией материалов проверок и уплатой начисленных финансовых санкций и административных штрафов.
С учетом всего сказанного можно сделать вывод о том, что налоговый контроль как одна из функций государственного управления представляет собой систему наблюдения за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщиков с целью ее оптимизации для качественного исполнения налогового законодательства.
Эффективность налогового контроля характеризуется уровнем мобилизации в бюджетную систему налоговых доходов и других обязательных платежей; полнотой учета налогоплательщиков и объектов налогообложения; качеством налоговых проверок, снижением числа судебных разбирательств и жалоб налогоплательщиков на действия субъектов налогового контроля; сокращением времени на контакты с налогоплательщиками.
Результаты контрольной работы ИМНС Приокского района г. Нижнего Новгорода в динамике представлены в таблице 1.
Таблица 1
Динамика показателей контрольной работы контрольной работы
ИМНС Приокского района г. Нижнего Новгорода
Показатели |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
Количество зарегистрированных юридических лиц |
510 |
542 |
577 |
559 |
Проверено документально |
265 |
169 |
147 |
144 |
Выявлено нарушений по результатам проверок |
138 |
88 |
84 |
80 |
Удельный вес юридических лиц, у которых выявлены нарушения, % |
52,00 |
52,30 |
57,30 |
55,40 |
Из таблицы 1 видно, что количество юридических лиц, у которых в 2002 году выявлены нарушения налогового законодательства, по сравнению с 1999 г. уменьшилось на 3,4%.
Динамика нарушений налогового законодательства, а также нагрузки на налоговых работников представлена в таблице 2.
Анализ показывает, что нагрузка, выражающаяся в количестве налогоплательщиков - юридических лиц на одного работника с 2000 по 2002 гг., увеличилась с 15 до 19 в связи с уменьшением общей численности работников налоговых органов. Вместе с тем не снижено в этом периоде число юридических лиц, нарушивших налоговое законодательство, в расчете на одного налогового работника, что свидетельствуется не только о неснижающейся интенсивности налогового контроля, но и о неудовлетворительном отношению налогоплательщиков к нормам налогового права.
Таблица 2
Динамика нарушений налогового законодательства,
нагрузка на налоговых работников
Показатели |
2000 |
2001 |
2002 |
2002 (в % к 2000) |
Количество юридических лиц – налогоплательщиков |
542 |
577 |
559 |
103 |
Численность работников ИМНС, занятых в контрольных работах |
36 |
32 |
29 |
80,6 |
Нагрузка на одного работника |
15 |
18 |
19 |
126,7 |