Общие направления реформирования государственных образовательных учреждений
Преобразование государственных образовательных организаций в другие, организационно – правовые формы, даст новый импульс к развитию этих организаций на основе привлечения к управлению заинтересованных крупных структур работодателей, расширения объемов образовательных услуг, финансируемых из внебюджетных источников.
При реализации этих мероприятий должны быть разработаны и введены в действие механизмы, законодательно ограничивающие возможности региональных органов власти уменьшать число образовательных организаций в субъекте Федерации ниже уровня, обеспечивающего потребности населения и экономики региона в подготовке кадров со средним и начальным профессиональным образованием.
2. Создание системы ведущих университетов (университетских комплексов) и исследовательских университетов.
Необходимо осуществить концентрацию эффективных образовательных ресурсов, способных решать задачи подготовки кадров высшей квалификации для фундаментальных научных исследований и разработок по приоритетным направлениям науки, техники и технологий.
В среднесрочной перспективе будут определены
ведущие вузы и университетские комплексы на их базе, а также исследовательские университеты в соответствии с разработанными критериями.
Одним из ведущих факторов повышения качества подготовки кадров высшей квалификации в университетских комплексах и ведущих вузах станет глубокая структурная и программная интеграция образования и науки.
В состав этих структур, наряду с лучшими образовательными организациями высшего и среднего профессионального образования, войдут профильные научные и научно – производственные организации, что обеспечит интеграцию науки и образования в деятельности университетов, создаст условия для прохождения студентами научных и научно – производственных практик, обеспечит благоприятные условия для реализации крупных исследовательских программ.
Предусматривается возможность укрепления имущественных комплексов ведущих университетов (университетских комплексов) и исследовательских университетов за счет передачи им имущества государственных образовательных организаций, ликвидированных в силу их неэффективности.
В целом, увеличение доли образовательных услуг, предоставляемых университетскими комплексами и исследовательскими университетами будет способствовать повышению качества российского высшего образования и его прозрачности для потребителей и инвесторов. Новые организационно – правовые формы этих организаций позволят эффективно сочетать государственную поддержку с внутренними стимулами к развитию.3. Будут сохранены и получат дальнейшее развитие государственные образовательные организации, обладающие выдающимися достижениями в
определенных секторах образования, имеющие известность в стране и в мире научно-педагогические школы, уникальные исследовательские и учебные комплексы. В зависимости от специфики образовательной деятельности, способности привлекать внебюджетные источники финансирования, такого рода государственные образовательные организации будут сохранять свой статус или преобразованы в автономные учреждения. При этом будет осуществлена их интеграция с профильными научными учреждениями. 4. Укрепление региональных и межрегиональных образовательных систем.