Опыт регулирования электронных денег в Западной Европе
К настоящему времени большинство стран - участниц ЕС воплотили директиву ЕС по электронным деньгам в своем локальном законодательстве. Остались лишь несущественные различия.
В Австрии и Ирландии ограничен максимальный объем электронных денег, который можно хранить на электронном носителе (2000 и 5000 евро соответственно). Скорее всего, это сделано для того, чтобы зафиксировать именно платежную функцию электронных денег.
В Великобритании предусматривается возможность выпуска электронных денег с дисконтом, что призвано стимулировать более широкое их использование в расчетах.
В ФРГ электронные деньги трактуются как "денежная стоимость, хранимая на электронном информационном носителе в форме требования на эмитента, которое принимается третьими лицами в качестве средства платежа, не будучи законным (обязательным, к примеру) платежным средством (legal tender)".
В Нидерландах используется более широкое определение: "денежная стоимость на электронном устройстве".
В Швеции электронные деньги определяются как "денежная стоимость, представленная обязательством эмитента, которая без наличия индивидуального счета сохраняется на электронном устройстве и которая одобрена в качестве средства платежа иными получателями, нежели эмитент".
В Финляндии речь идет о "суме денег на электронном устройстве, находящемся в распоряжении потребителя[16]".
При определении эмитентов электронных денег в национальном законодательстве стран ЕС можно выделить два существующих подхода:
1)"эмитенты электронных денег определяются как разновидность кредитных институтов" (Австрия, Германия, Голландия, Испания, Португалия, Франция).2)"эмитенты электронных денег определяются как институты (организации), которые выпускают средства платежа в форме электронных денег и имеют на это соответствующую лицензию" (Ирландия, Дания, Швеция, Великобритания[17]).
Основные различия между двумя подходами возникают в следствие национальных особенностей регулирования банковской деятельности и бизнеса в сфере денежных услуг. Так, если в одной стране платежный продукт, выпущенный финансовым институтом, юридически не классифицируется как электронные деньги, к нему применяется облегченное регулирование. В другой стране тот же самый продукт может рассматриваться как депозит, что обусловливает применение более жесткого порядка регулирования в отношении его эмитента. В этой связи Директиву 2000/46/ЕС можно рассматривать как шаг по пути гармонизации и унификации регулирования эмиссионной деятельности в сфере электронных денег в странах ЕС.
Таким образом, в Европе регулирование электронных денег стало интегральной частью банковского регулирования. Избранная стратегия отражает европейскую традицию значительного государственного контроля за системой денежных расчетов, которая распространена и на электронные деньги[18].