Роль имущественных налогов в налогообложении
Налог на имущество организаций является основным налогом субъектов Российской Федерации, поэтому его, наряду с налогом на прибыль, налогом на добавленную стоимость, другими видами налогов, обеспечивающими основные поступления в бюджеты различных уровней, необходимо рассматривать отдельно.
К тому же налог на имущество организаций занимает центральное место в системе имущественного налогообложения России и вызывает определенный интерес в свете возможных изменений в порядке расчета и уплаты данного налога на основе зарубежного опыта и опыта проведения эксперимента в Новгородской и Тверской областях, а также изменений, предусмотренных проектом Налогового кодекса Российской Федерации.
Налог на имущество физических лиц также играет весьма важную роль в налоговой системе РФ, так как охватывает более 20 млн. физических лиц, являющихся собственниками различного вида имущества.
Налог на имущество выполняет не только фискальную роль, пополняя доходную базу бюджетов органов местного самоуправления, но и воздействует на формирование структуры личной собственности граждан. Повышение или снижение ставок налога на имущество, предоставление различного рода льгот позволяет уменьшить имущественную дифференциацию населения. Соотношение фискального и регулирующего назначения изменяется в зависимости от задач, которые стоят перед обществом на определенных этапах социально-экономического развития. Налог на имущество в определенной степени является дополнением к налогу на доходы физических лиц, что вполне оправданно, так как граждане, направляя свои доходы на приобретение имущества, в ряде случаев "уходят" от подоходного налогообложения, но в то же время у них возникает обязанность уплачивать налог на приобретенное имущество.
Преимущество имущественных налогов заключается в высокой степени стабильности налогооблагаемой базы: такие налоги менее всего подвержены колебаниям в течение налогооблагаемого периода и не зависят от результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий, что позволяет рассматривать их в качестве стабильных доходных источников бюджетов соответствующих уровней [52, с.112].
Во многих странах действует развитая система имущественного обложения на местном уровне, охватывающая как собственно имущество, так и его движения в форме продажи, наследования и дарения. О роли имущественных налогов говорит тот факт, что в отдельных странах их доля в общих налоговых поступлениях достигает 13% (Великобритания, Япония, США), а на местном уровне - до 100% (Великобритания).
Однако в РФ налогу на имущество организаций зачастую уделяется меньше внимания, чем, например, налогу на прибыль организаций или налогу на добавленную стоимость. Однако в условиях проводимых налоговой и бюджетной реформ, для бюджета субъекта Российской Федерации, должна возрастать роль налогов, признанных Налоговым кодексом Российской Федерации - региональными, к коим относится и налог на имущество организаций [47, с.63].
Концепция имущественного налогообложения предусматривает постепенный переход к налогообложению недвижимости, то есть земли и имущественных объектов, прочно связанных с землей. Поэтому в ближайшие годы предстоит решить задачу взаимодействия и четкой координации деятельности многочисленных государственных органов и организаций по ведению кадастров, реестров и иных информационных ресурсов в сфере недвижимости, оценке, а также по обмену информацией об объектах недвижимости и их правообладателях в целях ведения фискального реестра и налогообложения недвижимости.
В целях реализации вышеназванных задач создано Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, основной задачей которого является совместно с Минюстом России и другими ведомствами и организациями, имеющими сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях и других объектах недвижимости, их оценке и правообладателях недвижимости, формирование единой системы кадастровой регистрации объектов недвижимости и зарегистрированных прав на объекты недвижимости, установление электронного доступа к этим сведениям для государственных нужд, налогообложения недвижимости др.
Результатом такой реформы станет эффективное управление недвижимостью, создание системы оценки недвижимости, в том числе для целей налогообложения, реализация простой и недорогой процедуры для сделок с землей и недвижимостью с использованием подхода "одного окна" (особенно актуально для граждан, банков, организаций), что создаст необходимые условия перехода к налогу на недвижимость.
В России налог на имущество организаций уплачивают свыше 1,0 млн. налогоплательщиков. Налог на имущество организаций отнесен Кодексом к региональным налогам. Платежи от этого налога в размере 100% полностью зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации и, поэтому занимают значительный удельный вес в их бюджетах (в среднем по стране - 65%) и, следовательно, данный налог имеет значительную роль в формировании доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.