Анализ учетной политики
Налоговый кодекс РФ не обязывает налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН), составлять учетную политику для целей налогового учета. Однако по общему правилу, одной из основных целей, которая достигается формированием учетной политики, является закрепление выбора одного из двух или нескольких вариантов учета активов, обязательства или элементов, формирующих налоговую базу. Другими словами, в том случае, когда имеется возможность выбора метода формирования налоговой базы или учета отдельных операций, разработка учетной политики, представляется, как минимум, целесообразной [12, c. 112].
Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, могут разрабатывать учетную политику, как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения. Так как бухгалтерский учет в ООО «Сердоликс» не ведется, учетная политика составляется только для целей налогового учета.
Формально налоговые органы не имеют права требовать представления учетной политики от организаций, использующих УСН. То есть, учетная политика для ООО «Сердоликс» является рабочим документом, целью разработки которого, является, прежде всего, формализация применяемых норм налогового учета. При проведении налоговых проверок соответствующий распорядительный документ (которым утверждается учетная политика) может использоваться как вспомогательное средство для обоснования позиции организации при возникновении спорных ситуаций.
Приказ об учетной политике ООО «Сердоликс» №45 от 28.12.2008 г. утвержден генеральным директором (Приложение 2).
В учетной политике ООО «Сердоликс» отражены следующие элементы:
- выбор объекта налогообложения;
- сумма доходов, полученная в предыдущем году (за девять месяцев и за год в целом). Данная цифра подтверждена выпиской (или копией) соответствующих первичных документов, и отражается в подтверждение права на использование УСН;
- метод оценки покупных товаров, приобретенных для дальнейшей реализации – по средней стоимости;
- порядок переноса на следующие налоговые периоды убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых применялась упрощенная система налогообложения и использовались в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. Размер переносимого убытка не может уменьшать налоговую базу более чем на 30 процентов. При этом оставшаяся часть убытка может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 налоговых периодов.
Организации, перешедшие на УСН, права выбора не имеют – использование кассового метода определения выручки от реализации товаров (работ, услуг) предполагает признание осуществленных расходов в сумме фактически произведенной оплаты. Однако статья 346.17 НК РФ не оговаривает порядка признания в учете именно этого вида расходов. Во избежание разногласий с налоговыми органами, уместно закрепить в учетной политике следующие методы признания подобных расходов;
- порядок учета расходов, принимаемых для целей налогообложения в ограниченных размерах, – расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов; расходы на командировки; плату государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление документов и т.п.;
- порядок осуществления и признания расходов на бухгалтерские услуги – в случае, если для ведения бухгалтерского учета привлекается специализированная организация;
- наличие задолженности по налогам и сборам на начало налогового периода и порядок ее погашения (в целях реализации подпункта 3 пункта 2 статьи 346.17 НК РФ);
- порядок ведения кассовых операций – прием и выдача наличных денег, сроки выплат, система материальной ответственности;
- сведения о численности работников за прошедший налоговый период и порядок ее расчета в каждом отчетном периоде (если средняя численность превысит 100 человек, организация утратит право на использование УСН с начала того квартала, в котором произошло превышение предельной численности работающих);
- размер остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов (амортизируемого имущества – в соответствии с главой 25 НК РФ);
- порядок признания процентов, уплачиваемых за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов). Глава 26.2 не оговаривает возможности выбора метода признания в учете данного вида расходов. Однако из норм главы 25 НК РФ (положения которой могут быть использованы при реализации требований главы 26.2 НК РФ) следует, что уплаченные проценты могут приниматься к учету равномерно – в течение всего срока договора займа или кредита, либо по мере начисления или уплаты процентов в соответствии с условиями договора.
Помимо перечисленных элементов в учетной политике могут быть отражены другие аспекты, которые позволяют однозначно формализовать бухгалтерский и налоговый учет, а также могут использоваться в качестве вспомогательных внутренних нормативных актов, для минимизации трудозатрат по ведению учета – например, сроки уплаты обязательных взносов на пенсионное страхование, сроки уплаты авансовых платежей по налогу, сроки представления налоговых деклараций, порядок зачета сумм ранее уплаченного минимального налога (если в прошедшие налоговые периоды налог уплачивался в минимальном размере) и т.п.