Региональные бюджеты: содержание, функции, источники формирования и направления использования
Региональными называется бюджеты субъектов Российской Федерации: областей, краев, республик и пр. По своему статусу региональные бюджеты занимают как бы двойственное положение. С одной стороны, у них свои самостоятельные источники формирование доходов и направления расходование средств. С другой стороны, региональные бюджеты занимают определенное промежуточное место в финансово – бюджетной системе страны, получаю помощь из федерального бюджета, они сами оказывают аналогичное финансовое содействие нижестоящим муниципальным образованиям (местным бюджетам). Причина такого положения заключается в том, что регионы и находящиеся в их приделах муниципальные образования существенные отличающиеся друг от друга по своему социально – экономическому и бюджетному потенциалу, а также по потребностям в ресурсах бюджетного финансирования.
Участниками бюджетного процесса в соответствии со ст. 152 Бюджетного кодекса РФ являются:
· Президент РФ;
· органы законодательной (представительной) власти;
· органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);
· органы денежно-кредитного регулирования;
· органы государственного и муниципального финансового контроля;
· государственные внебюджетные фонды;
· главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
· иные органы, на которые законодательством Российской Федерации, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.
Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.
Бюджетный процесс включает пять стадий:
1) составление проекта бюджета;
2) рассмотрение и утверждение бюджета;
3) исполнение бюджета;
4) составление отчета об исполнении бюджета;
5) утверждение отчета.
Доходы регионов бюджета в Российской Федерации формируется в настоящее время за счет собственные и регулирующих налоговых поступлений. Налоговый Кодекс Российской Федерации (первая часть) к собственным региональным налогам относит: налог на имущество организаций; налог на недвижимость, дорожный налог, транспортный налог, налог с продаж, налог на игорный бизнес, а также региональные лицензионные сборы. Следует иметь в виду, что при введении в действие налога на недвижимость на данной территории прекращает свое действие налог на имущество организаций, налог на имущество физический лиц и земельный налог.
Кроме того, в состав доходной части бюджетов включаются так называемые неналоговые поступления.
Обратимся теперь к расходной части региональных бюджетов. В соответствии с Бюджетный Кодекс Российской Федерации исключительно из бюджетов регионов финансируются расходы на:
· Обеспечение деятельности органов государственной власти и управления соответствующих субъектов;
· Проведение выборов и референдумов;
· Деятельность средств массовой информации;
· Формирование государственной собственности, содержание и развитие предприятия, учреждений и организаций, находящихся в собственности региона, включая социальную сферу;
· Поддержание и развитие дорожной сети регионального назначения;
· Реализация региональных целевых экономических и социальных программ; в обслуживание и погашение долга субъекта Российской Федерации;
· Оказание финансовой помощи местным бюджетам, в том числе для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемый на муниципальный уровень.
При этом Бюджетный Кодексом Российской Федерации установлено, что если органов власти субъектов Российской Федерации приняли решение, в результате которого произошло увеличение бюджетных расходов и сокращение доходов местных бюджетов, эти изменения должны быть компенсированы из бюджета субъекта Российской Федерации. Имеется целый ряд и других направлений расходов, например, на осуществление международных и внешнеэкономический связей регионов и других функций, связанными с выполнением субъектами Федерации своих полномочий или, точнее сказать, предметов ведения.
Кроме того, региональные власти должны совместно с федеральными и муниципальными органами управления за счет соответствующий бюджетов финансировать расходы на:
· Государственную поддержку отраслей промышленности, строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов, развитие рыночной инфраструктуры;
· Научно – исследовательские, опытно – конструкторские и проектно – исследовательские работы, обеспечивающие научно – технический прогресс;